1500, 1704-1705 |
Собор Преображения Господня (Спасо-Преображенский собор) Первые свидетельства о наличии церкви в Копорской крепости датируются еще XIII веком: в 1256 году патриарх Кирилл служил молебен на победу русского войска. Издание «Историко-статистические сведения Санкт-Петербургской епархии» называет датой основания Преображенского собора 1296 год. Она и поныне считается годом рождения собора, хотя до сих пор она не получила подтверждения письменных источников. Археологические раскопки, проведенные в 1970-х годах, позволили датировать постройку собора IV-X веками. Согласно данным реконструкции Спасо-Преображенский собор первоначально представлял из себя одноапсидный, четырехстолпный храм, почти квадратный в плане. Позднее, на рубеже V-VI веков собор сменил свое живописное покрытие на более простое – восьмискатное. Сохраняющееся военно-стратегическое значение крепости Копорья проецируется на количество церковных учреждений: согласно данным Переписной книги Водской пятины к 1500 году в Копорье были построены Спасская, Соборная и церковь Рождества на Посаде, а кроме этого был упомянут располагавшийся внутри крепости Спасский мужской монастырь. Во время шведского господства крепостной собор был разорен. Лишь с утверждением России на балтийских берегах в ходе Северной войны и взятием крепости Копорья русскими войсками Преображенский собор «получает вторую жизнь». Волею судеб из всех копорских церквей только он смог выжить под властью чужеземцев. В 1756 году Санкт–Петербургская губернская канцелярия приняла решение «починить и вновь сделать» церковь Преображения. При этом речь шла не просто о восстановлении прежнего сооружения: требовалось расширить его путем пристройки трапезной и колокольни. Помимо этого, расцвет барокко, пришедшийся на середину XVIII века, требовал снижения «средневековых черт» собора. Адаптировать внешний вид собора к современным требованиям был призван архитектор Семен Во..
Первые свидетельства о наличии церкви в Копорской крепости датируются еще XIII веком: в 1256 году патриарх Кирилл служил молебен на победу русского войска. Издание «Историко-статистические сведения Санкт-Петербургской епархии» называет датой основания Преображенского собора 1296 год. Она и поныне считается годом рождения собора, хотя до сих пор она не получила подтверждения письменных источников. Археологические раскопки, проведенные в 1970-х годах, позволили датировать постройку собора IV-X веками. Согласно данным реконструкции Спасо-Преображенский собор первоначально представлял из себя одноапсидный, четырехстолпный храм, почти квадратный в плане. Позднее, на рубеже V-VI веков собор сменил свое живописное покрытие на более простое – восьмискатное. Сохраняющееся военно-стратегическое значение крепости Копорья проецируется на количество церковных учреждений: согласно данным Переписной книги Водской пятины к 1500 году в Копорье были построены Спасская, Соборная и церковь Рождества на Посаде, а кроме этого был упомянут располагавшийся внутри крепости Спасский мужской монастырь. Во время шведского господства крепостной собор был разорен. Лишь с утверждением России на балтийских берегах в ходе Северной войны и взятием крепости Копорья русскими войсками Преображенский собор «получает вторую жизнь». Волею судеб из всех копорских церквей только он смог выжить под властью чужеземцев. В 1756 году Санкт–Петербургская губернская канцелярия приняла решение «починить и вновь сделать» церковь Преображения. При этом речь шла не просто о восстановлении прежнего сооружения: требовалось расширить его путем пристройки трапезной и колокольни. Помимо этого, расцвет барокко, пришедшийся на середину XVIII века, требовал снижения «средневековых черт» собора. Адаптировать внешний вид собора к современным требованиям был призван архитектор Семен Волков, один из учеников великого Растрелли. Благодаря составленной им смете ясно, как выглядела церковь в те годы. Здание состояло из двух частей: собственно церкви и деревянной пристройки—трапезной. Вскоре решили строить каменную трапезную и колокольню, для чего в западной стене каменного здания были сделаны 3 арки. Церковь, объединившись с трапезной, должна была представлять собой одно большое помещение. В результате Преображенский собор полностью утратил свои первоначальные «псковско-новгородские» черты. Выполнить работу согласно проекту Волкова подрядилась артель во главе с крестьянином Михаилом Сазоновым. Перед началом работ в первую очередь, позаботились об иконах и иконостасе, переместив их из церкви в комендантский дом . В целом восстановлению Копорской крепости уделялось, как можно судить, немалое внимание. Для контроля за ходом восстановительных работ властями были направлены солдаты. Непосредственно ход работ контролировали поручик Никита Бежецкий и архитекторский помощник Самойло Сапожников, бывший на тот момент заметной персоной в Петербурге: в школе Канцелярии от строений он преподавал рисование архитектурных ордеров, а также основы перспективы и архитектуры.
Строительство завершилось в 1758 году, но вскоре обнаружились дефекты кирпичной кладки: шов, связывающий старое каменное здание с вновь пристроенным, дал небольшую трещину и разошелся, так как старая и новая кладки не были связаны кладкой. Пришлось проводить дополнительные работы. Тогда же «синодального ведомства живописец» Иван Колокольников со своей артелью золотил червонным золотом 2 креста с «яблоками». Понадобился ремонт. К сентябрю 1758 года он был закончен, о чем было послано донесение в Петербург. Вкусы второй половины XIX века сказываются и на внешнем виде собора: декоративный убор здания был заштукатурен. Помимо этого собор лишается своей западной стены. Древняя часть собора подчеркивается фронтонами, глава храма ставится над четвериком, на уступчатое основание. Окна вновь уменьшаются в размерах, приобретая новые плоские наличники. Иными словами, собор реконструируется в псевдо-русском стиле. Служивший в соборе священник Сила Иоанн Турский оставил прекрасное описание внешнего вида собора и его интерьеров: «Крепостной собор находится в 10 саж. от южной стены крепости. Длина его 9, 5 саж., ширина 5 саж. полукружие алтаря выдается на 1 саж. 1 аршин, квадратная колокольня длины и ширины 2,5 аршина. Восточная часть собора – древнейшая, запада — позднейших времен. Восточная — из плиты, западная из кирпича… Алтарное полукружие внизу на 2 саж. вполне полукруглое, вверху — восьмигранное, высота его 4 саж. Купол на восьмиграннике имеет вид луковицы и обит железом, на куполе железный крест, окрашенный желтой краской. На конце каждого ствола—четвероконечные крестики. В алтарном полукружие 3 окна, в стенах церкви — 5 окон. Западная часть, собственно притвор церкви, обширнее восточной, ибо стены тоньше. К северной и южной стене притвора — по 3 окна. Над папертью — колокольня, на которую ведет деревянная лестница. Колокольня пирамидальная в 4 угла. Окна в алтаре четвероугольные, шириною в аршин, высотою в 272 аршина; от земли они в 2-х саженях. Из окон церковных одно, стоящее у восточного конца южной стены, освещает алтарь; другое, также на западном конце; третье, против него, на северной стене. Эти три окна четвероугольные; остальные два окна находятся в средине северной и южной стены. В окнах—железные решетки.В притворе, на высоте 4 аршин — малая церковь во имя Покрова, устроенная в 1798 г. Иконостас ее складной; местные образа и двери в алтарь — из парусины. Солея крепостной церкви возвышается на одну ступень. Иконостас в 3 яруса. В нижнем ярусе иконы: Петра и Павла, Преображения, Александра Невского, архидиакона Лаврентия, Алексия человека Божия, архидиакона Стефана и Тихвинской Божией Матери. На некоторых иконах есть надписи, например: «1705 г. писал Торопецкой приказной избы подячий Лаврентий Туфанов». Или: «1704 г. образ сей Тихвинской Пресвятой Богородицы писан по приказанию генерал-губернатора, князя Александра Даниловича Меншикова, а написал торопецкий купец Лаврентий Туфанов». На полях образа Тихвинской Божией Матери — портрет Меншикова. Колонны иконостаса резные, вызолоченные. Во втором ярусе – двенадесятые праздники, в третьем – Спаситель на престоле, а по сторонам его – Богородица, Предтеча, два архангела и четыре апостола. На потолке алтаря—Дух Святой в виде голубя, по стенам— Апостол Иаков, Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Двоеслов. Из облачений замечательны: фелонь, епитрахиль и поручи, из зеленого атласа, с вышитыми золотом ликами Спасителя, Богородицы, Апостолов, Ангелов Иоакима и Анны. По преданию от прежних священников известно, что ризы эти — труд Императрицы Елизаветы Петровны, в память посещения ею Копорья. Замечательны также старинные: дароносица и подсвечники...» Благостную картину жизни храма нарушила большая беда поджидала: ночью 21 ноября 1854 года начавшийся пожар уничтожил все имущество, в том числе и колокола, слившиеся под воздействием огня в единую массу. В огне погибли храмовые иконы и рукописи. Из принадлежавших храму предметов, документы 1854 года сохранились только потому, что были в доме диакона (Смирницкого). Вероятно у него же находился и Большой Требник 1787 года. Сохранился также Устав Церковный того же 1787 года, только 125-я страница его закоптила от дыма. Записи на сохранившихся церковных книгах поведали об интересных исторических событиях в жизни Преображенского храма. Так, на большом Требнике, бывшим дьяконом Смирницким, написано: «1842 год. июля 25-го, в 8 час. утра, изволил посетить сей храм Его Величество Государь Император Николай I и Его Высочество Михаил Павлович. 1843 год, июля 24, изволил посетить сей храм Его Величество, Государь Император, Николай I и Его Высочество Константин Николаевич. В 11 часов — Его Высочество, Наследник». Примерно через год после пожара указом духовной консистории было выдано разрешение на восстановление собора, при этом весомую часть средств (тысяча рублей) обеспечил владелец местной усадьбы Гревова Зиновьев. За перестройкой собора наблюдали: местный торговец Григорий Денисович Репников и петербургский купец Мартиниан Екимов. Вся перестройка обошлась в 5 626 руб. 12 коп. В итоге восстановленный каменный однопрестольный храм был освящен 29 мая 1856 года благочинным Ропшинским священником Самсоньевским совместно со священниками крепостного собора Знаменским, Копорской Успенской церкви И. Фаворским, Глобицким Ф. Заозерским и Медушским О. Зреловым. В ходе проведенных работ Преображенский собор вновь изменил свой облик: была снята стена, разделявшая собор на две части и уничтожен придел Покрова. Алтарь остался в древнем виде; в храме было сделано три входа. Позднее, в 1882 году около притвора была сделана сторожка. Над алтарем и серединою храма сделаны бревенчатые фальшивые купола с восьмиконечными крестами, обитыми белым железом. Колокольня была украшена куполом в форме яблока, которое хорошо видно на картине художника Г.П. Кондратенко «Крепость Копорье летом» выглядывающее из–за крепостной стены. Восстановленные интерьеры храма украшали иконы, подаренные матерью господ Зиновьевых (Юрьевой); бывший местный протоиерей отец Сила Турский украсил серебряными ризами три иконы в иконостасе и пожертвовал три образа; крестьяне близлежащей деревни Ивановское подарили икону святого Александра Невского в память освобождения крестьян и назначили на 30 августа крестный ход в свою деревню. Восстановленный собор стал подлинным центром религиозной жизни прихода. К нему было приписано 5 часовен. Церковный капитал составлял около 4 500 руб. Приход собора состоял из 18 деревень, в которых проживали преимущественно ижоры, и 5 помещичьих мыз, ближайшие деревни отстоят от церкви в 2-х верстах, остальные — на разных расстояниях от 5 до 23 верст. Пригородная слобода вблизи церкви; - деревня Ивановское (в 2 верстах от церкви); - деревня Подмошье (в 4 верстах от церкви); - деревни Климантино и Кумолово (в 6 верстах от церкви); -деревни Головки, Накково и Собинки (в 10 верстах от церкви); - деревня Мышкино (в 12 верстах от церкви); - деревня Семейское (в 13 верстах от церкви); - деревни Павлово и Ильмово (в 15 верстах от церкви); - деревни Копаницы, Новые дачи, Малое, Среднее и Большое Райково и Урмизно (в 18 верстах от церкви); - деревня Ицыпино (в 10 верстах от церкви). Общая численность прихода составляла 1 330 душ мужского пола и 1 507 женского. Причт первоначально состоял из священника, диакона, дьячка, пономаря и просвирни, впоследствии — из священника и псаломщика. Надо отметить, что прежний священник собора, Сила Иоанн Турский, не только составил превосходное описание собора и Копорской крепости, но и обеспечил собор церковной утварью. Ему на смену поступил Николай Федорович Знаменский, имевший в качестве наград именной золотой наперстный крест, крест на Владимирской ленте и медаль за войну 1853—1856 годах. XX век принес собору новые потрясения. В годы советской власти храм был переоборудован под клуб. Впоследствии он серьезно пострадал во время войны от боевых действий, а после войны — еще и от пожара. Долгое время в центре крепости напоминанием о соборе служили лишь руины… И лишь в последние годы Спасо-Преображенский собор начал постепенно восстанавливаться, хотя о профессиональной реставрации речь, увы, пока не идет.
|
|