1927-1929 |
Школа
Крупный школьный комплекс на полторы тысячи учащихся состоит из трех параллельных корпусов разной длины и высоты, сдвинутых по отношению друг к другу и связанных галереей на столбах. В свободной объемно-пространственной композиции последовательно реализован принцип функционального зонирования. Самый протяженный трехэтажный корпус, расположенный вдоль улицы Ткачей с южной стороны участка, предназначался для младших классов. Более компактный северный корпус, расчлененный на части в четыре и пять этажей, отводился ученикам старшего возраста. Между двумя далеко отстоящими учебными корпусами вынесены в самостоятельный блок спортивный и актовый залы. Эта часть комплекса могла работать как клуб в автономном режиме. В соединительной галерее уместились библиотека и столовая. Классы ориентированы на юг, светлые коридоры тянутся вдоль дворовых фасадов. В отличие от других школьных зданий тех лет, здесь почти не было больших лабораторий и кабинетов. Перед корпусами, у перекрестка улиц, был разбит сквер, в большом озелененном дворе устроены площадки для отдыха. Школа считалась образцовой. Легкие и ясные архитектурные форты, свобода и широта участка, обилие света и воздуха делали ее понастоящему привлекательной. Одним из лидеров ленинградского авангарда, руководитель Стройкома Григорий Симонов спроектировал учебный комплекс в строгом соответствии с постулатами функционального метода. Но архитектурное решение школы не сводится к ортодоксальному функционализму. Пространственная динамика, выверенный лаконизм геометрических форм, выразительные тональные контрасты светлых плоскостей стен и темных лежачих прямоугольников окон позволяют отнести это здание к лучшим примерам синтеза конструктивизма и супрематизма. По некоторым сведениям, в работе участвовал молодой Л. М. Хидекель, которым первым осуществил перевод супрематической системы К. С. Малевича в реальное архитектурное проектирование. С другой стороны, здесь можно усмотреть следы влияния программного произведения Вальтера Гропиуса — Баухауза в Дессау, особенно заметного в устройстве галереи и формах прямоугольного выступа северного корпуса с его чистыми плоскостями и тремя горизонтальными окнами. Пространственная экспансия и активная подвижность композиции обеспечены зигзагообразным планом, ступенчатым нарастанием объемов, приподнятой над землей галереей. Горизонталь южного корпуса перебита вертикалями лестничных клеток, с угла врезан плоский бетонный козырек, выступающий торец поддерживают мощные пилоны, от которых широким шагом отходят тонкие железобетонные столбы соединительного перехода. Северный корпус составлен из двух взаимно всеченных разновеликих параллелепипедов и завершен, по примеру школы А. С. Никольского (Школа имени 10-летия Октября, пр. Стачек, д. 5), куполом обсерватории. Примененная на фасадах обоих корпусов и галереи группировка окон по три продиктована планировочным модулем — классами, но повторяется и в более крупных помещениях. Темный тон узких столбиков-простенков делал их почти невидимыми, и тройные окна сливались в единые лежачие проемы. Таким же способом достигалась иллюзия сплошного ленточного остекления внизу северного корпуса и с тыльной стороны галереи. Отдельный блок с двумя залами воспринимается только со двора. Продольные стороны его также прорезаны полосами окон, а вверху, на уровне актового зала, раскрыты огромными витражами. Поистине уникальна композиция его торцевой части, полная тектонической напряженности и брутальной экспрессии. Это чисто супрематическая структура, но построенная симметрично. К высокой глухой стене примыкают ступенями, сталкиваются и пересекаются геометрические объемы. На фоне голых плоскостей выделяются прямоугольники окон. Средний выступ врезан в плиту широкой террасы, которая опирается на угловые столбы, а в центре под ней установлен малый скругленный объем (излюбленная форма в репертуаре Г. А. Симонова). Верх этого объема остеклен, угловые столбы сначала были темными, что зрительно отрывало их от террасы, и ее мощная консоль словно парила над землей. Здание школы не закрепляет угол квартала, наоборот, его отступ раздвигает границы полукруглой площади, а динамичная композиция перекликается с диагональной застройкой жилмассива на другой стороне улицы Ткачей. Школа остается доминантой среди малоэтажных кварталов и открытых пространств. И хотя здание в целом неплохо сохранилось, его выразительные черты во многом утеряны из-за безграмотных поновлений.
Крупный школьный комплекс на полторы тысячи учащихся состоит из трех параллельных корпусов разной длины и высоты, сдвинутых по отношению друг к другу и связанных галереей на столбах. В свободной объемно-пространственной композиции последовательно реализован принцип функционального зонирования. Самый протяженный трехэтажный корпус, расположенный вдоль улицы Ткачей с южной стороны участка, предназначался для младших классов. Более компактный северный корпус, расчлененный на части в четыре и пять этажей, отводился ученикам старшего возраста. Между двумя далеко отстоящими учебными корпусами вынесены в самостоятельный блок спортивный и актовый залы. Эта часть комплекса могла работать как клуб в автономном режиме. В соединительной галерее уместились библиотека и столовая. Классы ориентированы на юг, светлые коридоры тянутся вдоль дворовых фасадов. В отличие от других школьных зданий тех лет, здесь почти не было больших лабораторий и кабинетов. Перед корпусами, у перекрестка улиц, был разбит сквер, в большом озелененном дворе устроены площадки для отдыха. Школа считалась образцовой. Легкие и ясные архитектурные форты, свобода и широта участка, обилие света и воздуха делали ее понастоящему привлекательной. Одним из лидеров ленинградского авангарда, руководитель Стройкома Григорий Симонов спроектировал учебный комплекс в строгом соответствии с постулатами функционального метода. Но архитектурное решение школы не сводится к ортодоксальному функционализму. Пространственная динамика, выверенный лаконизм геометрических форм, выразительные тональные контрасты светлых плоскостей стен и темных лежачих прямоугольников окон позволяют отнести это здание к лучшим примерам синтеза конструктивизма и супрематизма. По некоторым сведениям, в работе участвовал молодой Л. М. Хидекель, которым первым осуществил перевод супрематической системы К. С. Малевича в реальное архитектурное проектирование. С другой стороны, здесь можно усмотреть следы влияния программного произведения Вальтера Гропиуса — Баухауза в Дессау, особенно заметного в устройстве галереи и формах прямоугольного выступа северного корпуса с его чистыми плоскостями и тремя горизонтальными окнами. Пространственная экспансия и активная подвижность композиции обеспечены зигзагообразным планом, ступенчатым нарастанием объемов, приподнятой над землей галереей. Горизонталь южного корпуса перебита вертикалями лестничных клеток, с угла врезан плоский бетонный козырек, выступающий торец поддерживают мощные пилоны, от которых широким шагом отходят тонкие железобетонные столбы соединительного перехода. Северный корпус составлен из двух взаимно всеченных разновеликих параллелепипедов и завершен, по примеру школы А. С. Никольского (Школа имени 10-летия Октября, пр. Стачек, д. 5), куполом обсерватории. Примененная на фасадах обоих корпусов и галереи группировка окон по три продиктована планировочным модулем — классами, но повторяется и в более крупных помещениях. Темный тон узких столбиков-простенков делал их почти невидимыми, и тройные окна сливались в единые лежачие проемы. Таким же способом достигалась иллюзия сплошного ленточного остекления внизу северного корпуса и с тыльной стороны галереи. Отдельный блок с двумя залами воспринимается только со двора. Продольные стороны его также прорезаны полосами окон, а вверху, на уровне актового зала, раскрыты огромными витражами. Поистине уникальна композиция его торцевой части, полная тектонической напряженности и брутальной экспрессии. Это чисто супрематическая структура, но построенная симметрично. К высокой глухой стене примыкают ступенями, сталкиваются и пересекаются геометрические объемы. На фоне голых плоскостей выделяются прямоугольники окон. Средний выступ врезан в плиту широкой террасы, которая опирается на угловые столбы, а в центре под ней установлен малый скругленный объем (излюбленная форма в репертуаре Г. А. Симонова). Верх этого объема остеклен, угловые столбы сначала были темными, что зрительно отрывало их от террасы, и ее мощная консоль словно парила над землей. Здание школы не закрепляет угол квартала, наоборот, его отступ раздвигает границы полукруглой площади, а динамичная композиция перекликается с диагональной застройкой жилмассива на другой стороне улицы Ткачей. Школа остается доминантой среди малоэтажных кварталов и открытых пространств. И хотя здание в целом неплохо сохранилось, его выразительные черты во многом утеряны из-за безграмотных поновлений.
архитектор Г. А. Симонов
|
Б. М. Кириков М. С. Штиглиц «АРХИТЕКТУРА ЛЕНИНГРАДСКОГО АВАНГАРДА» Путеводитель СПб 2008 стр. 154-159
Добавил: GradPetra |
11 февраля 2009 |
Школа с обсерваторией - единственная в Невском районе Над крышей здания школы № 327 на улице Ткачей, 9 торчит небольшой круглый купол. Мало кто знает, что это настоящая обсерватория. Похожих школ, построенных по типовому проекту, в Петербурге насчитывается семь, но с обсерваторией – лишь 327-я. До войны здесь стоял телескоп, в который школьники наблюдали за звездным небом. Зданий вокруг было мало, и ничто не мешало детям наблюдать за перемещением небесных тел. В годы Великой Отечественной войны обсерватория сильно пострадала, а средств, чтобы восстановить оборудование, тогда, увы, не нашлось. Сейчас маленькое помещение с круглым куполом – школьная достопримечательность. Туда ведет старая лестница, но посетителей под купол не пускают. Как рассказали в школе, возрождать обсерваторию в том виде, в котором она была до войны, нет смысла. Ведь рядом со школой появились многоэтажные дома, вид в телескоп уже не тот. Педагоги обсуждают вариант сделать из обсерватории планетарий, но пока эта идея далекого будущего.
|
|