|
Дворцовый парк Гатчинского дворца (Гатчинкий парк)
Парк разбит при Гатчинском дворце.
Пихтовый остров. Вид острова. фото октябрь 2017 г. |
Пихтовый остров. Остатки пристани между Пихтовым и Березовым островами. фото октябрь 2017 г. |
Запруда на границе с парком «Зверинец». фото октябрь 2017 г. |
|
|
|
Железный мостик в районе у Захарова острова. фото октябрь 2017 г. |
Временный деревянный мост в районе Зверинских ворот и остатки старых мостовых сооружений. фото октябрь 2017 г. |
|
|
|
|
Парк разбит при Гатчинском дворце.
Пихтовый остров. Вид острова. фото октябрь 2017 г. |
Пихтовый остров. Остатки пристани между Пихтовым и Березовым островами. фото октябрь 2017 г. |
Запруда на границе с парком «Зверинец». фото октябрь 2017 г. |
|
|
|
Железный мостик в районе у Захарова острова. фото октябрь 2017 г. |
Временный деревянный мост в районе Зверинских ворот и остатки старых мостовых сооружений. фото октябрь 2017 г. |
|
|
|
|
|
Добавил: GradPetra
|
|
Белое озеро
Белый пруд и Карпин мост. Фото август 2013 г.
Гатчинский парк (Дворцовый). Белое озеро. Чайки. фото октябрь 2017 г.
Белое озеро. Чайки перед осенним перелетом. фото октябрь 2017 г.
Белое озеро. Горбатый мостик. Вид со стороны Серебряного озера. фото октябрь 2017 г.
..
|
Добавил: GradPetra
|
|
Грот «Эхо» Еще при первом владельце Гатчинского дворца Григории Григорьевиче Орлове был устроен подземный ход, который вел к Серебряному озеру. Спуститься туда можно было прямо из Парадных залов и попасть вначале в гулкие подвалы, где скрывалась уникальная затея века для увеселения гостей. Коридор подземного хода, длиной в сто тридцать метров, облицован натуральным известняком и освещается четырьмя круглыми окнами, устроенными в сводах. Благодаря хорошей акустике эхо здесь повторяет до четырех слогов, из-за чего выход на берег Серебряного озера был назван гротом «Эхо».
|
|
1770 |
Колонна Орла
Чуть в стороне от дороги, ведущей от Гатчинского дворца в Сильвию, стоит Колонна Орла. Она появилась в Гатчинском парке еще при первом владельце дворца Г.Г. Орлове. Колонна стоит на высоком четырехгранном пьедестале. Ее венчает изваянный из мрамора орел. Изображение орла входило в родовой фамильный герб Г.Г. Орлова. Есть основания полагать, что этот орел был куплен в Италии И.И. Шуваловым. Интересно, что орлы, подобные гатчинскому, украшали виллу Боргезе. «Не сохранилось подлинного чертежа колонны, но нет сомнений в том, что проект ее принадлежал А. Ринальди. Колонна была изготовлена в Петербурге, в мастерских Конторы строения Исаакиевского собора, и доставлена в Царское село, а оттуда в 1770 году перевезена в Гатчину, вместе с пьедесталом и «со всем принадлежащим к ней мраморным же прибором в три поездки на семидесяти семи лошадях». К середине XIX века колонна сильно обветшала. И была «по негодности уничтожена. А находившийся на ней Орел, поставлен на новую колонну…», выполненную по образцу ранее существовавшей. Орел был разбит в годы Гражданской войны. В 1970-е годы недостающие части орла были восстановлены в гипсе скульптором-реставратором А.В. Головиным по проектам архитекторов Т. Талент (1962 год) и В.М. Тихомирова (1969 год). Скульптор сделал также копию орла в мраморе. Осенью 2015 года Колонну Орла открыли после очередной реставрации.
архитектора Антонио Ринальди
|
|
|
Дуб-солитер
Северный фасад выходит на Серебрянный луг, получивший своё название благодаря Серебрянному озеру. Ещё при первом владельце Гатчинской мызы Г.Г. Орлове на лугу был высажен дуб. Такое отдельно стоящее дерево в европейских парках называли солитером, что в переводе с латыни значит «одинокий». Сейчас это одно из самых старых деревьев в парке, ему более 230 лет. В годы Великой Отечественной войны могучий дуб пострадал, одноко дерево живо и зеленеет каждую весну.
|
Добавил: GradPetra
|
1770-е |
Чесменский обелиск
Чесменский обелиск считается одним из самых ранних архитектурных сооружений в парке. Он был установлен при первом владельце Гатчины Григории Орлове. Обелиск является памятниками роду Орловых, который своим возвышением был обязан Екатерине II. Его изображение присутствует в фамильном гербе Орловых. Победа над турецким флотом во время битвы при Чесме в 1770 году еще более прославила Орловых, поскольку русской эскадрой в этой баталии командовал брат владельца Гатчины — Алексей Орлов. Обелиск установили в его честь. Обелиск хорошо виден из окон башенных кабинетов Гатчинского дворца, со смотровой площадки Сигнальной башни, со стороны Длинного острова и дорожек, что ведут вдоль берега Белого озера.
|
|
1780-е |
Павильон «Березовый домик» Березовый домик появился в середине 1780-х годов и снаружи представлял собой скромную поленницу березовых дров, подготовленных для долгой зимы. Это была своеобразная шутка, пасторальный каприз ХVIII века, за простыми фасадами которого скрывались роскошь и великолепие. Роспись и золоченая лепнина, обилие зеркал придавали интерьеру особую праздничность. Этот контраст неизменно восхищал современников, ведь для гостей совершавших прогулку по Гатчинскому парку небольшой павильон становился неожиданным сюрпризом. В 1796 году под руководством архитектора Винченцо Бренны была осуществлена постройка монументального портала «Маска», который скрыл Березовый домик. Во второй половине 1790-х годов на восточной границе Дворцового парка появились каменные ворота, названные Березовыми воротами, так как они находились недалеко от Березового домика.
Район «Березового домика». Общий с кротовыми ходами. фото октябрь 2017 г.
Портал «Березового домика» («Маска»). Задний фасад. фото октябрь 2017 г.
Портал «Березового домика» («Маска»). Вид через проход в колоннаде. фото октябрь 2017 г.
Портал «Березового домика» («Маска»). Фрагмент лицевого портика. фото октябрь 2017 г.
Портал «Березового домика» («Маска»). Вид сбоку на фронтальную колоннаду. фото октябрь 2017 г.
«Березовый домик» и Портал«Маска». Вид ансамбля. фото октябрь 2017 г.
Павильон «Березовый домик». Вид сзади. фото октябрь 2017 г.
Портал «Березового домика» («Маска»). Описание. фото октябрь 2017 г.
..
Березовый домик появился в середине 1780-х годов и снаружи представлял собой скромную поленницу березовых дров, подготовленных для долгой зимы. Это была своеобразная шутка, пасторальный каприз ХVIII века, за простыми фасадами которого скрывались роскошь и великолепие. Роспись и золоченая лепнина, обилие зеркал придавали интерьеру особую праздничность. Этот контраст неизменно восхищал современников, ведь для гостей совершавших прогулку по Гатчинскому парку небольшой павильон становился неожиданным сюрпризом. В 1796 году под руководством архитектора Винченцо Бренны была осуществлена постройка монументального портала «Маска», который скрыл Березовый домик. Во второй половине 1790-х годов на восточной границе Дворцового парка появились каменные ворота, названные Березовыми воротами, так как они находились недалеко от Березового домика.
Район «Березового домика». Общий с кротовыми ходами. фото октябрь 2017 г. |
Портал «Березового домика» («Маска»). Задний фасад. фото октябрь 2017 г. |
Портал «Березового домика» («Маска»). Вид через проход в колоннаде. фото октябрь 2017 г. |
|
|
|
Портал «Березового домика» («Маска»). Фрагмент лицевого портика. фото октябрь 2017 г. |
Портал «Березового домика» («Маска»). Вид сбоку на фронтальную колоннаду. фото октябрь 2017 г. |
|
|
|
|
«Березовый домик» и Портал«Маска». Вид ансамбля. фото октябрь 2017 г. |
Павильон «Березовый домик». Вид сзади. фото октябрь 2017 г. |
Портал «Березового домика» («Маска»). Описание. фото октябрь 2017 г. |
|
|
|
по проекту швейцарского художника, архитектора малого двора Франсуа Виоллье
|
|
|
Карпин пруд (Кувшин) В пруду разводили серебристых карпов для царского стола.Карпин пруд появился в Гатчиинском парке в конце XVIII века. В 1797 году в водоём выпустили 48 карпов, и с тех пор его называют «Карпин».Известно, что карпов кормили по звуку колокольчика. Эта традиция существовала более ста лет и прервалась во время революционных событий 1917 года. В 2017 году музей-заповедник закупил в питомнике и выпустил в пруд зеркальных карпов, и теперь они, как и прежде, живут в Карпином пруду. В тёплую погуду рыба поднимается к поверхности воды - её хорошо видно с Карпина моста. Зеркальный карп - рыба семейства карповых, одомошненная форма речного сазана.Питается рачками, микроорганизмами, молодыми побегами камыша. Крупные карпы охотятся на раков, головастиков, лягушат, мальков собственного вида. Зимой карп неактивен, температура тела понижается. В это время он обитает в так называемых зимовальных ямах, питается мало и редко. Карп достигает более метра в длину и достигает веса 30 кг. Средняя продолжительность жизни 40-50 лет. По воспоминаниям историка, научного сотрудника Гатчинского дворца-музея (до 1941 года) А.В. Помарнацкого, «... в дворцовом парке было несметное число зеркальных карпов, готорые, говорят, жили там со времён Императора Павлв, карпы ведь живут двести лет. Кормили их по колокольчику - лакеи приносили из дворца корзины с кормом, всякими остатками с кухни, французскими булками и прочим, звонили, и карпы устремлялись к берегу, выплывали из воды и хватали корм, Ловить их посетителям парка было, конечно, запрещено»...
В пруду разводили серебристых карпов для царского стола.
Карпин пруд появился в Гатчиинском парке в конце XVIII века. В 1797 году в водоём выпустили 48 карпов, и с тех пор его называют «Карпин». Известно, что карпов кормили по звуку колокольчика. Эта традиция существовала более ста лет и прервалась во время революционных событий 1917 года. В 2017 году музей-заповедник закупил в питомнике и выпустил в пруд зеркальных карпов, и теперь они, как и прежде, живут в Карпином пруду. В тёплую погуду рыба поднимается к поверхности воды - её хорошо видно с Карпина моста.
Зеркальный карп - рыба семейства карповых, одомошненная форма речного сазана. Питается рачками, микроорганизмами, молодыми побегами камыша. Крупные карпы охотятся на раков, головастиков, лягушат, мальков собственного вида. Зимой карп неактивен, температура тела понижается. В это время он обитает в так называемых зимовальных ямах, питается мало и редко. Карп достигает более метра в длину и достигает веса 30 кг. Средняя продолжительность жизни 40-50 лет.
По воспоминаниям историка, научного сотрудника Гатчинского дворца-музея (до 1941 года) А.В. Помарнацкого, «... в дворцовом парке было несметное число зеркальных карпов, готорые, говорят, жили там со времён Императора Павлв, карпы ведь живут двести лет. Кормили их по колокольчику - лакеи приносили из дворца корзины с кормом, всякими остатками с кухни, французскими булками и прочим, звонили, и карпы устремлялись к берегу, выплывали из воды и хватали корм, Ловить их посетителям парка было, конечно, запрещено».
|
|
1790-е |
Адмиралтейство
В Гатчинском пейзажном парке в 1790-х годах построили особое сооружение, предназначенное для хранения парусных судов, лодок и яликов — «Адмиралтейство». Позднее перед зданием выкопали пруд в форме правильного овала. В эту искусственную гавань спускали корабли озерной флотилии, которые затем через узкую протоку направлялись на Белое озеро. Здесь при императоре Павле Петровиче разыгрывались баталии на воде с участием восьмипушечной яхты «Миролюб» и фрегата «Эмпренабль», оснащенного шестнадцатью пушками. В конце ХIХ века Адмиралтейство использовали в качестве кладовых для хранения морского оружия и лодок. В настоящее время начаты реставрационные работы по воссозданию исторического облика этого паркового объекта.
|
|
1790-1796 |
Карпин мост Через искусственный каскад между Карпиным прудом и Белым озером переброшен Карпин мост, который стилистически и весьма эффектно дополняет строгий облик Гатчинского дворца. Мост был разрушен в годы войны, и вновь воссоздан в 80-годы ХХ века.Карпин мост, как и Горбатый мост, соединяет две части Длинного острова. Свое название он получил от искусственного пруда, в котором разводили серебристых карпов для царского стола. Под мостом устроена небольшая плотина, которая регулирует уровень воды в пруду. «Расположенный над протоком между Белым озером и искусственным Карпиным прудом, однопролётный мост соединяет части Длинного острова. Под аркой устроена невысокая плотина с каскадом. Длина моста составляет около 23 метра, ширина - 4,8 метров. Простой силуэт Карпина моста стилистически дополняет строгий облик Гатчинского дворца. В 1944 году при отступлении фашистских захватчиков Карпин мост бвл взорван. Реставрационные работы по воссозданию памятника и прилегающей территории были завершены в 1993 году...
Через искусственный каскад между Карпиным прудом и Белым озером переброшен Карпин мост, который стилистически и весьма эффектно дополняет строгий облик Гатчинского дворца. Мост был разрушен в годы войны, и вновь воссоздан в 80-годы ХХ века. Карпин мост, как и Горбатый мост, соединяет две части Длинного острова. Свое название он получил от искусственного пруда, в котором разводили серебристых карпов для царского стола. Под мостом устроена небольшая плотина, которая регулирует уровень воды в пруду.
«Расположенный над протоком между Белым озером и искусственным Карпиным прудом, однопролётный мост соединяет части Длинного острова. Под аркой устроена невысокая плотина с каскадом. Длина моста составляет около 23 метра, ширина - 4,8 метров. Простой силуэт Карпина моста стилистически дополняет строгий облик Гатчинского дворца. В 1944 году при отступлении фашистских захватчиков Карпин мост бвл взорван. Реставрационные работы по воссозданию памятника и прилегающей территории были завершены в 1993 году.
Архитектор: В. Бренна
|
|
|
Адмиралтейские ворота
Парадный вход в Дворцовый парк со стороны главного проспекта города оформлен выполненными из пудостского камня, монументальными Адмиралтейскими воротами, названными так из-за близкого соседства с Адмиралтейством. Архитектор обратился к античным образцам, создав арочную композицию, увенчанную треугольным фронтоном. Установленные на пьедесталы спаренный колонны украшает коринфский ордер, кованые железные створы были изготовлены на Ижорском заводе в 1796 году.
Архитектор - предположительно, Винченцо Бренна
|
|
1790-е |
Большие железные (Зверинские) ворота
Архитектор: В. Бренна
|
Добавил: GradPetra
|
1790-е |
Павильон Орла
Одно из старейших парковых сооружений — павильон Орла, или Тампль (франц. temple — храм). Наиболее раннее упоминание о павильоне относится к 1792 году. Легенда гласит, что отсюда Павел I стрелял в летевшего над парком орла. Павильон представляет собой круглый храм — ротонду высотой 9,5 м. Образован он открытой колоннадой из десяти тосканских колоны, поставленных по полукругу, и полуциркульной глухой стеной с полукуполом над ней, украшенным кессонами и раковиной. Лестницы из трех ступеней ведут на стилобат из тесаного естественного камня. Колоннаду по оси среднего пролета увенчивает высеченный из белого мрамора одноглавый орел, поддерживавший щит с вензелем Павла I. В нишах, в стене павильона, предполагалось поставить статуи. В период военных действий в 1941–1944 годах павильон пострадал в результате прямого попадания артиллерийского снаряда. От взрыва обрушилась часть купола, колонн и антаблемента. Павильон реставрирован в 1969 году. Проект реставрации разработала архитектор А. Н. Наумова.
Автор: предположительно архитектор В. Бренна Проект реставрации: архитектор А.Н. Наумова
|
|
1792-1797 |
Павильон Венеры Павильон, посвященный древнеримской богине любви Венере, находится на острове Любви, который в плане имеет форму треугольника и отсечен от суши искусственными каналами. Омываемое с трех сторон водой Белого озера. Причем прообразом стало подобное сооружение, которое находилось во Франции, в поместье принца Конде в Шантийи. Во время заграничного путешествия по Европе цесаревич Павел Петрович увидел эту парковую затею и пожелал, чтобы нечто похожее появилось в его любимой Гатчине. В 1791 году были прорыты каналы, а затем, в течение двух лет шли возведение и отделка павильона Венеры, который стал излюбленным местом для отдыха. Сюда приплывали на лодках и по ступенькам через огромные окна-двери входили в большой зал, украшенный фонтанами, росписью в технике гризайль и громадным живописным плафоном «Триумф Венеры» работы И. Я. Меттенляйтера, выполненным в 1797 году.
Белое озеро. Павильон Венеры на о-ве Любви
Белое озеро. Павильон Венеры на о-ве Любви. Портал фасада
Белое озеро. Историческая справка о павильоне Венеры на острове Любви.
..
Павильон, посвященный древнеримской богине любви Венере, находится на острове Любви, который в плане имеет форму треугольника и отсечен от суши искусственными каналами. Омываемое с трех сторон водой Белого озера. Причем прообразом стало подобное сооружение, которое находилось во Франции, в поместье принца Конде в Шантийи. Во время заграничного путешествия по Европе цесаревич Павел Петрович увидел эту парковую затею и пожелал, чтобы нечто похожее появилось в его любимой Гатчине. В 1791 году были прорыты каналы, а затем, в течение двух лет шли возведение и отделка павильона Венеры, который стал излюбленным местом для отдыха. Сюда приплывали на лодках и по ступенькам через огромные окна-двери входили в большой зал, украшенный фонтанами, росписью в технике гризайль и громадным живописным плафоном «Триумф Венеры» работы И. Я. Меттенляйтера, выполненным в 1797 году.
Белое озеро. Павильон Венеры на о-ве Любви |
Белое озеро. Павильон Венеры на о-ве Любви. Портал фасада |
Белое озеро. Историческая справка о павильоне Венеры на острове Любви. |
|
|
|
архитектор Винченцо Бренна
|
|
1792 |
Остров Любви «Один из искусственных островов Белого озера. Площадь - 0,8 га. Остров отделён от суши двумя прямыми каналами, через которые перекинуты мостики (архитектор Л.Ф Шперер, 1880 г.)На окончании острова, окружённый с трех сторон водой, возвышается Храм Любви - павильон Венеры (архитектор В. Бренна, 1792 г.) Садик на острове спланирован в регулярном стиле с сетью дорожек, фигурных площадок, обсаженных стриженным кустарником, цветниками и мраморной скульптурой. На его площадках в конце XVIII века были установлены 2 кульптуры: «Венера, кормящая грудью Амура» и «Амур и Психея». Остров предназначался для увеселительных прогулок, игр и тайных свиданий».
Первый балкон-терраса (1792 год, автор низвестен)
«Построен одновременно с островом Любви. Работы выполнил «каменных дел» мастер Кирьян Пластин. С балкона открывались живописные панорамы Белого озера с береговой линии. Первоначально балкон с 3-х сторон был огражден каменной балюстрадой, а с середины XIX века каменные балясины заменили чугунными. Пол также был выстлан каменными кваадратными плитами, уложенными в диагональную клетку. Балкон-терраса был сильно повреждён в годы Великой Отечественной войны и окончательно разрушен в конце XX века. Его восстановление планируется в ближайшее время».
Второй балкон-терраса (1792 год, автор неизвестен)
«Построен одновременно с островом Любви. Работы выполнил «каменных дел» мастер Кирьян Пластин. В отличие от 1-го балкона, 2-й был ограждён сплошным парапетом из крупных каменных плит, а пол был выстлан каменными квадратными плитами, уложенными в прямую клетку. Балкон-терраса служил площадкой, с которой тоже открывались водные просторы Белого озера и виды: слева - на динный остров, а справа - на береговую линию с цепочкой искусственных островов. Балкон был з..
«Один из искусственных островов Белого озера. Площадь - 0,8 га. Остров отделён от суши двумя прямыми каналами, через которые перекинуты мостики (архитектор Л.Ф Шперер, 1880 г.) На окончании острова, окружённый с трех сторон водой, возвышается Храм Любви - павильон Венеры (архитектор В. Бренна, 1792 г.) Садик на острове спланирован в регулярном стиле с сетью дорожек, фигурных площадок, обсаженных стриженным кустарником, цветниками и мраморной скульптурой. На его площадках в конце XVIII века были установлены 2 кульптуры: «Венера, кормящая грудью Амура» и «Амур и Психея». Остров предназначался для увеселительных прогулок, игр и тайных свиданий».
Первый балкон-терраса (1792 год, автор низвестен)
«Построен одновременно с островом Любви. Работы выполнил «каменных дел» мастер Кирьян Пластин. С балкона открывались живописные панорамы Белого озера с береговой линии. Первоначально балкон с 3-х сторон был огражден каменной балюстрадой, а с середины XIX века каменные балясины заменили чугунными. Пол также был выстлан каменными кваадратными плитами, уложенными в диагональную клетку. Балкон-терраса был сильно повреждён в годы Великой Отечественной войны и окончательно разрушен в конце XX века. Его восстановление планируется в ближайшее время».
Второй балкон-терраса (1792 год, автор неизвестен)
«Построен одновременно с островом Любви. Работы выполнил «каменных дел» мастер Кирьян Пластин. В отличие от 1-го балкона, 2-й был ограждён сплошным парапетом из крупных каменных плит, а пол был выстлан каменными квадратными плитами, уложенными в прямую клетку. Балкон-терраса служил площадкой, с которой тоже открывались водные просторы Белого озера и виды: слева - на динный остров, а справа - на береговую линию с цепочкой искусственных островов. Балкон был значительно повреждён в годы Велиуой Отечественной войны и окончательно разрушен в конце XX века. Его восстановление планируется (также) в ближайшее время».
Белое озеро. Остров Любви. Металлический мостик, 1880, арх. Л.Ф. Шперер. Общий вид. |
Белое озеро. Остров Любви. 2-й балкон-терраса, 1792. Нынешнее состояние. фото октябрь 2017 г. |
Белое озеро. Остров Любви. 1-й балкон-терраса, 1792. Нынешнее состояние |
|
|
|
Белое озеро. Историческая справка об Острове Любви |
Белое озеро. Остров Любви. Описание первого балкона-террасы. фото октябрь 2017 г. |
Белое озеро. Остров Любви. Описание 2-го балкона-террасы. фото октябрь 2017 г. |
|
|
|
Белое озеро. Остров Любви. Металлический мостик, 1880, арх. Л.Ф. Шперер |
Белое озеро. Остров Любви. Прямой канал. Вид с материковой стороны |
Белое озеро. Остров Любви. Прямой канал |
|
|
|
|
историческая справка Гатчинского парка
Добавил: GradPetra |
1794-1795 |
Собственный сад Непосредственно к Гатчинскому дворцу примыкает Собственный сад, названный так потому, что он предназначался только для прогулок и трапез императорской семьи. Скорее всего, созданная в 1794-1795 годах, эта часть парка была спланирована под руководством придворного архитектора Винченцо Бренны. В Собственный сад выходили окна личных покоев императора Павла Петровича, располагавшихся на первом этаже. Из Башенного кабинета государя можно было попасть на каменную террасу, у гранитной лестницы которой находились два сфинкса, выполненных из местного известняка. Главной достопримечательностью Собственного сада является мраморная скульптура середины ХVIII века. В самом центре — богиня цветов Флора работы итальянца Фабио Медико. Вокруг нее, у начала дорожек-лучей установлены десять монументальных герм, мастерски выполненных из каррарского мрамора. Среди сатиров и сатиресс, спутников бога виноделия Вакха, можно увидеть два бюста римских полководцев. Непременным элементом регулярного паркостроения становятся открытые галереи—перголы, придающие живописность и своеобразие этому уголку Гатчинского парка. Во второй половине ХIХ века в Собственном садике появились захоронения домашних любимцев царской семьи: кошек, собак, попугаев.
Гатчинский (Дворцовый) парк. Собственный садик. Площадка Флоры, фото август 2013 г.
Гатчинский (Дворцовый) парк. Собственный садик. Надгробия над могилами царских собак. фото август 2013 г.
Собственный садик. Смотровая пощадка. Фото август 2013 г.
Собственный садик. Статуя Сфинкса. Фото август 2013 г.
Собственный садик. Гермы статуи Вакха и Сатирессы. Фото август 2013 г.
Собственный садик. Общий вид. Фото август 2013 г.
Гатчинский (Дворцовый) парк. Собственный садик. Надгробия над могилами царских собак. Фото август 2013 г.
Собственный садик. Статуя Флоры, Фото август 2013 г.
Гатчинский (Дворцовый) парк. Собственный садик. Вакх. Фото август 2..
Непосредственно к Гатчинскому дворцу примыкает Собственный сад, названный так потому, что он предназначался только для прогулок и трапез императорской семьи. Скорее всего, созданная в 1794-1795 годах, эта часть парка была спланирована под руководством придворного архитектора Винченцо Бренны. В Собственный сад выходили окна личных покоев императора Павла Петровича, располагавшихся на первом этаже. Из Башенного кабинета государя можно было попасть на каменную террасу, у гранитной лестницы которой находились два сфинкса, выполненных из местного известняка. Главной достопримечательностью Собственного сада является мраморная скульптура середины ХVIII века. В самом центре — богиня цветов Флора работы итальянца Фабио Медико. Вокруг нее, у начала дорожек-лучей установлены десять монументальных герм, мастерски выполненных из каррарского мрамора. Среди сатиров и сатиресс, спутников бога виноделия Вакха, можно увидеть два бюста римских полководцев. Непременным элементом регулярного паркостроения становятся открытые галереи—перголы, придающие живописность и своеобразие этому уголку Гатчинского парка. Во второй половине ХIХ века в Собственном садике появились захоронения домашних любимцев царской семьи: кошек, собак, попугаев.
Гатчинский (Дворцовый) парк. Собственный садик. Площадка Флоры, фото август 2013 г. |
Гатчинский (Дворцовый) парк. Собственный садик. Надгробия над могилами царских собак. фото август 2013 г. |
Собственный садик. Смотровая пощадка. Фото август 2013 г. |
|
|
|
Собственный садик. Статуя Сфинкса. Фото август 2013 г. |
Собственный садик. Гермы статуи Вакха и Сатирессы. Фото август 2013 г. |
Собственный садик. Общий вид. Фото август 2013 г. |
|
|
|
Гатчинский (Дворцовый) парк. Собственный садик. Надгробия над могилами царских собак. Фото август 2013 г. |
Собственный садик. Статуя Флоры, Фото август 2013 г. |
Гатчинский (Дворцовый) парк. Собственный садик. Вакх. Фото август 2013 г. |
|
|
|
Гатчинский (Дворцовый) парк. Собственный садик. Пергола. фото август 2013 г. |
|
|
|
|
|
архитектор Винченцо Бренна
|
Гатчинский (Дворцовый) парк. Собственный садик. Надгробия над могилами царских собак. фото август 2013 г. gatchinapalace.ruДобавил: GradPetra |
ХVIII век |
Восьмигранный колодец
В непосредственной близости от Карпина пруда и Серебряного озера находится оригинальной формы колодец. Бьющий из земли родник с прозрачной ключевой водой, был взят в гранитную оправу ещё в ХVIII веке. Современные исследователи приписывают авторство Антонио Ринальди, так как в рисунке Восьмигранного колодца сочетаются классическая и барочная формы, так любимые мастером.
предположительно Антонио Ринальди
|
|
1795-1798 |
Березовые ворота Берёзовые ворота построены в 1795-1798 годах по проекту архитектора Винченцо Бренны. Строительством ворот занимался каменных дел мастер Джованни Висконти. Договор на сооружение «из пудовского камня ворот в аглицком саду близ Березового домика» был заключён 24 января 1795 года с местным купцом Мартьяном Воробьевым (по другим данным — Мокеем Федоровичем Воробьевым). Через несколько месяцев, 30 апреля 1795 года, к строительству был привлечён местный строитель, известный участием в строительстве многих гатчинских достопримечательностей, Кирьян Пластинин. Строителям было указано, чтобы ворота были построены к 1 сентября 1795 года «на показанном месте из пудовского самого чистого камня», но добыча и обработка камня затянулись до 1797 года. К концу 1797 года строительство самих ворот уже было завершено, хотя отделка внешнего вида продолжалась до апреля 1798 года, когда они наконец-то были закончены. Верхние ограждённые площадки кордегардий были запланированы и использовались в качестве одной из обзорных точек Дворцового парка — с них открывался вид на прилежащую к воротам территорию парка и гладь Белого озера. В 1843 году площадки над боковыми павильонами были покрыты железной кровлей, что несколько изменило общий облик ворот. В то же время были снесены и лестницы, ведущие из внутренних помещений ворот на обзорные площадки в верхней части кордегардий, а сами помещения стали использоваться для склада садовых инструментов. В 1881 году по проекту архитектора Людвига Францевича Шперера рядом с воротами Дворцового парка, в том числе и рядом с Берёзовыми воротами, были возведены караулки из красного кирпича. Изначально назывались «ворота у Берёзового домика» от находящегося поблизости и построенного ранее Берёзового домика. В середине XIX века их название изменилось на «Большие каменные ворота», а в настоящее время их общепринятое название —..
Берёзовые ворота построены в 1795-1798 годах по проекту архитектора Винченцо Бренны. Строительством ворот занимался каменных дел мастер Джованни Висконти. Договор на сооружение «из пудовского камня ворот в аглицком саду близ Березового домика» был заключён 24 января 1795 года с местным купцом Мартьяном Воробьевым (по другим данным — Мокеем Федоровичем Воробьевым). Через несколько месяцев, 30 апреля 1795 года, к строительству был привлечён местный строитель, известный участием в строительстве многих гатчинских достопримечательностей, Кирьян Пластинин. Строителям было указано, чтобы ворота были построены к 1 сентября 1795 года «на показанном месте из пудовского самого чистого камня», но добыча и обработка камня затянулись до 1797 года. К концу 1797 года строительство самих ворот уже было завершено, хотя отделка внешнего вида продолжалась до апреля 1798 года, когда они наконец-то были закончены. Верхние ограждённые площадки кордегардий были запланированы и использовались в качестве одной из обзорных точек Дворцового парка — с них открывался вид на прилежащую к воротам территорию парка и гладь Белого озера. В 1843 году площадки над боковыми павильонами были покрыты железной кровлей, что несколько изменило общий облик ворот. В то же время были снесены и лестницы, ведущие из внутренних помещений ворот на обзорные площадки в верхней части кордегардий, а сами помещения стали использоваться для склада садовых инструментов. В 1881 году по проекту архитектора Людвига Францевича Шперера рядом с воротами Дворцового парка, в том числе и рядом с Берёзовыми воротами, были возведены караулки из красного кирпича. Изначально назывались «ворота у Берёзового домика» от находящегося поблизости и построенного ранее Берёзового домика. В середине XIX века их название изменилось на «Большие каменные ворота», а в настоящее время их общепринятое название — «Берёзовые ворота».
Архитектор: В. Бренна
|
|
1792-1800 |
Парк «Сильвия»
Парк Сильвия входит в состав Гатчинского музея-заповедника. Название «Сильвия» восходит к латинскому «silvia» — лес, а также связано с путешествием Великого князя Павла Петровича с супругой за границу и посещением ими 10-12 июня 1782 года французского ансамбля Шантийи, где был парк с таким же названием. Сильвия в Гатчине создавалась с 1792 по 1800 год архитектором В. Бренна и садовым мастером Дж. Геккетом. От Дворцового парка Сильвию с одной стороны отделяет глухая каменная стена с Сильвийскими воротами. Площадь парка «Сильвия» — около 17,5 га.
|
|
1801 |
Горбатый мост
Горбатый мост, перекинут через протоку Длинного острова, соединяющую Серебряное и Белое озера. Идеальное соотношение между размерами сооружения, его декоративным оформлением и окружающим ландшафтом позволяет до сих пор, несмотря на значительные утраты, воспринимать Горбатый мост подлинной жемчужиной Гатчинских парков. Мост состоит из трёх основных частей — двух мощных береговых устоев и крутого арочного пролёта. Каждая из этих частей решена как видовая терраса. Подъём на мост меняет точки обзора, оживляя впечатление. В этом состоит главное достоинство Горбатого мостика. В годы войны облицовка моста была повреждена, а часть балюстрады и каменные скамьи на южной стороне были разрушены. В 1969 году и в первой половине 1980 годов была произведена реставрация, но, к настоящему моменту мост снова находится в руинированном состоянии.
Архитектор А.Д. Захаров
|
|
1881 |
Парковая будка № 8
Парковая будка № 8, 1881, арх. Л.Ф. Шперер. Общий вид. фото октябрь 2017 г. |
Парковая будка № 8. Склад лодочного инвентаря у будки. фото октябрь 2017 г. |
|
|
Архитектор: Л.Ф. Шперер
|
Добавил: GradPetra
|
1887 |
Строительство Больших Дворцовых Оранжерей.
Большие Дворцовые Оранжереи,1887 г., арх. С.И. Шестаков. фото июль 2015 г. |
Лесная оранжерея, 1794-1796, арх. В. Бренна. Общий вид. фото октябрь 2017 г. |
|
|
|
Добавил: GradPetra
|
1890-е |
Парковая будка № 6
Одноэтажное здание по адресу: - Красноармейский пр., дом 21.
|
Добавил: GradPetra
|
|
Лодочная станция Гатчинского парка
|
Добавил: GradPetra
|