Соляной пер., д. 15 ⇒ Центральный р-н
История объекта: Соляной пер., дом 15
дата события | историческая справка | источник |
---|---|---|
XVIII-XIX век | Партикулярная верфь («Соляной городок») В начале XVIII века на территории, ограниченной современными улицами Гангутской, Пестеля, Соляным переулком и Фонтанкой на искусственном островке находилась Партикулярная (гражданская) верфь, где строились гребные и парусные лодки. В 1780-х годах, после перевода верфи на Выборгскую сторону, на ее месте были возведены склады для хранения вина и соли («Соляной городок»), превращенный столетие спустя в крупнейший в столице музейно-выставочный комплекс. От комплекса верфи сейчас сохранилась лишь бывшая Пaнтелеймоновскaя церковь. (по материалам справочника «ПОЧЕМУ ТАК НАЗВАНЫ?». К. С. Горбачевич, Е. П. Хабло, Лениздат 1985 г., стр. 354, и книги «Улица Пестеля (Пантелеймоновская)». Е. 3. Куферштейн, К. М. Борисов, О. Е. Рубинчик, Тов-во «Свеча» Ленинград 1991 год, стр. 6-12) |
|
1885-1896 | Здание музея декоративно-прикладного искусства при Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица Участок на месте разобранного восточного корпуса Соляного городка принадлежал с 1879 года Центральному училищу технического рисования, основанному на средства крупного предпринимателя и мецената барона Александра Людвиговича Штиглица (1814-1884).Величественное здание музея, сооруженное по проекту первого директора этого учебного заведения архитектора М. Е. Месмахера, находится между училищем и Пантелеймоновской церковью. Оно приковывает внимание великолепием и богатством отделки. Это здание — шедевр петербургской архитектуры конца прошлого столетия.Фасад с двумя ярусами арочных окон, центральным портиком и купольной крышей выдержан в духе архитектуры позднего итальянского ренессанса. На нем — целая галерея портретов и имен великих мастеров разных времен и народов. Скульптурное убранство здания создано А. Г. Бауманом, М. А. Чижовым, Б. И. Жилкиным, А. И. Лапиным. Аллегорическая композиция во фронтоне символизирует разные виды искусств, а в центре ее изображен художник-труженик, наделенный явным портретным сходством со строителем музея М. Е. Месмахером.Отделка интерьеров отличается большим композиционно-стилевым разнообразием. Каждому залу были приданы черты той исторической эпохи, произведения которой были в нем представлены. В глубине участка находится грандиозный выставочный зал, окруженный двухъярусной ренессансной аркадой. По размерам (1200 квадратных метров) он не имел равных в Петербурге. Зал перекрыт гигантским железно-стеклянным куполом. Устройство его явилось значительным достижением инженерного искусства. Почти невидимый с Соляного переулка, он неожиданно открывается взгляду в панораме улицы Пестеля со стороны Фонтанки.К моменту открытия музея в нем было собрано более пятнадцати тысяч образцов декоративного искусства. Это собрание и по численности экспонатов, и по их ценности превосходило все аналогичные коллекции в мире... Смотреть весь текст. |
|
Большой выставочный зал |
||
1930-е | Всесоюзный учебный комбинат промкооперации им. В. М. Молотова После передачи помещений музея Всесоюзному учебному комбинату промкооперации имени В. М. Молотова его уникальные коллекции частично были переданы в Государственный Эрмитаж и другие хранилища, а значительная часть распродана. |
|
1945 | Высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной С 1945 года в этих стенах работает Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной. Оно готовит художников-дизайнеров, прикладников, монументалистов, модельеров одежды, реставраторов. |