реки Фонтанки наб., д. 10 ⇒ Центральный р-н
История объекта: реки Фонтанки наб., дом 10
дата события | историческая справка | источник |
---|---|---|
1716-1718 | Партикулярная верфь Любовь к морю с юных лет была главной страстью Петра I. Он и Петербург основал прежде всего как морской порт. Водная стихия должна была безраздельно господствовать здесь. Мало того, что город рос на островах, Петр велел рыть каналы, желая создать в устье Невы подобие любезного его сердцу Амстердама. Основная цель, которую преследовал при этом царь, состояла в том, чтобы приучить к судоходству своих подданных и тем самым способствовать созданию могучего российского флота. Понятно, что в таких условиях важнейшим средством передвижения по Петербургу стали большие и малые речные суда. Вот почему оказалась необходимой специальная судостроительная верфь, обслуживавшая партикулярное (то есть гражданское) население. Место для предприятия отвели на левом берегу Фонтанки против Летнего сада. Большой прямоугольный участок располагался между современными набережной Фонтанки, улицами Пестеля, Гангутской и Соляным переулком. Деревянные корпуса Партикулярной верфи были возведены по проекту архитекторов Георга Иоганна Маттарнови (?-1719) и Доменико Трезини (около 1670-1734). На территории верфи размещались контора, магазины (склады), мастерские, сараи и эллинги, а в юго-восточном углу — Пантелеймоновская церковь. Партикулярная верфь была казенным заведением, подчинявшимся Адмиралтейской коллегии. Начальник верфи именовался «невским адмиралом» и отвечал также за состояние мостов и переправ. Он же после весеннего ледохода торжественно открывал навигацию на Неве и каждое воскресенье проводил учения по судовождению, в которых в обязательном порядке должны были принимать участие все частные суда. Постройка яхт, шлюпок, буеров, шверботов и т. п. производилась бесплатно, но их содержание и ремонт требовали больших расходов, а использование регламентировалось властями. Суда должны были служить прежде всего для перевозки пассажиров, «как на сухом месте кареты и коляски, а не как навозные телеги». Позднее среди петербургской знати сложилась традиция устраивать вечерние катания по Неве с роговыми оркестрами или с хорами крепостных певцов. Многие петербуржцы гуляли в эти часы по набережным, наслаждаясь приятной музыкой. Смотреть весь текст. |
|
1735-1740 | Партикулярная верфь По проекту архитектора Адмиралтейской коллегии И. К. Коробова прежние, уже обветшавшие строения заменили каменными. В работах участвовали М. А. Башмаков и И. Я. Шумахер. Как и при перестройке Адмиралтейства, Коробов сохранил планировку и объемную композицию Партикулярной верфи. Каменные одноэтажные корпуса располагались «покоем» — в форме буквы П с широким двором, раскрытым к Фонтанке. По периметру двора, с внутренней стороны корпусов, проходил П-образный в плане канал, а от него отходил короткий поперечный канал. Берега каналов и Фонтанки укрепили деревянными сваями. В центре главного корпуса высилась башня со шпилем, увенчанная флюгером в виде кораблика. В целом Партикулярная верфь походила на старое Адмиралтейство, каким оно оставалось до кардинальной перестройки. архитекторы И. К. Коробов, М. А. Башмаков и И. Я. Шумахер
|
|
1780-е | «Соляной городок» Близость шумного и не слишком чистого предприятия едва ли нравилась аристократической публике, гулявшей в Летнем саду. Сооружение гранитных набережных Фонтанки предрешило судьбу Партикулярной верфи. В 1784 году она была упразднена, а на ее месте через несколько лет построили каменные амбары для хранения соли и вина. За этим комплексом постепенно закрепилось название Литейного соляного городка, или просто — Соляной городок. От старой верфи сохранилась только Пaнтелеймоновскaя церковь. Составителем проекта и строителем городка был видный петербургский зодчий эпохи классицизма Ф. И. Волков. Он известен как автор здания Морского кадетского корпуса, дома садовника и ограды Таврического дворца. В ходе строительства каналы на территории бывшей верфи засыпали. Основные корпуса располагались по периметру квартала, а его внутренняя территория делилась на пять замкнутых дворов. Облик фасадов отличался подчеркнутой простотой. Мощь почти глухих стен с крупной рустовкой внизу и небольшими окнами вверху подчеркивала внушительность невысокого здания. Центр главного корпуса со стороны Фонтанки был акцентирован повышенным выступом — ризалитом — с аркадой в нижней части. В этом своеобразном произведении зодчества нашли убедительное воплощение принципы строгого классицизма: умение достичь выразительности самыми скупыми средствами, привнести черты монументальности в чисто утилитарное сооружение. Продажа соли и вина издавна являлась монополией государства, приносившей большие доходы казне, так как цены на них намного превышали действительную стоимость. Население, покупая эти продукты по завышенной цене, уплачивало государству своеобразный налог — акциз. Налоги такого рода особенно несправедливы, так как ложатся равным бременем на всех потребителей, независимо от уровня их доходов. Акциз на соль был отменен только в 1881 году, а на вино, сахар, табак, керосин и спички сохранялся до самой революции, составляя одну из важнейших доходных статей государственного бюджета, который по этой пр.. Смотреть весь текст. |
|
1869-1870 | Здания Мануфактурной выставки Первоначально для XIV Всероссийской мануфактурной выставки хотели построить специальные павильоны на Марсовом поле, однако разрешение на это не удалось получить, так как по традиции там ежегодно 1 мая проводился парад гвардейских войск. Предложение развернуть выставку на Семеновском плацу также было отвергнуто из-за удаленности от центра и отсутствия поблизости зеленой зоны для отдыха. Выход из положения нашел министр финансов, который на заседании выставочного комитета предложил использовать подведомственные ему склады Соляного городка, занятые к тому времени не более чем на треть. Почти сразу же началось переоборудование складских помещений для размещения в них экспозиции, и в результате возник огромный комплекс, включавший административные службы, почту, телеграф, пожарное и полицейское отделения, ресторан, трактир, обширную развлекательную зону. Временный наплавной мост вел от центрального входа в Летний сад. Главным архитектором выставки был академик архитектуры Л. Ф. Фонтана, построивший в Петербурге особняки и доходные дома, гостиницу «Европейская» и Малый театр. Он создал эффектную парадную композицию средней части здания со стороны набережной. Ризалит с аркадой пышно декорирован колоннами сложного ордера, фигурами кариатид и волютами, лепными деталями. На парапете была установлена аллегорическая многофигурная скульптурная группа, изображавшая гения мира, осеняющего лавровым венком гениев науки, промышленности и торговли (она была утрачена еще до революции). Центральный ризалит фланкируют два портика с большими арочными окнами и высокими фигурными завершениями, напоминающими Петровские ворота в Петропавловской крепости. Архитектор остался верен здесь излюбленным формам позднего ренессанса и барокко. Л. Ф. Фонтана составил также проект деревянных выставочных павильонов внутри Соляного городка и в Соляном переулке. Они были осуществлены его помощником В. А. Гартманом. Талантливый мастер, Гартман был ярчайшим представителем «национального стил.. Смотреть весь текст. |
|
15 мая 1870 | XIV Всероссийская мануфактурная выставка Откpытие выставки, на которой были представлены лучшие достижения различных отраслей промышленности и транспорта, состоялось в мае 1870 годa. И сразу же слава о ней стала не только всероссийской, но и всеевpопейской. Выставка в Соляном городке разделялась на семь больших отделов, которые, в свою очередь, были разбиты на 43 подотдела. Они были посвящены достижениям отечественной науки и техники, природным богатствам страны. Демонстрировались усовершенствованные орудия сельскохозяйственного производства, продукция столичных орудийных заводов и кустарных промыслов далеких национальных окраин. Каких только не было на выставке экспонатов: обpaзцы текстильной промышленности, судостpоения, печaтнaя пpодукция, изделия пpиклaдного искусствa, дpевние иконы, изделия из сеpебpa и золотa, пpедметы бытa, изделия мастеров Средней Азии, военная техника. Организаторы выставки стремились поразить посетителей пирамидой из сибирского золота, сахарной головой в три человеческих роста, огромными свечами, больше напоминавшими колонны, и тому подобными диковинами. Часть экспонатов размещалась под навесом в Соляном переулке. Там стояли паровозы и вагоны, доставленные сюда по временным путям, специально проложенным от Николаевского вокзала по Невскому и Литейному проспектам и далее по Пантелеймоновской улице. Важное значение для развития отечественной культуры имела организация при выставке Русского музеума, где были представлены произведения искусства прошлого, а также работы современных художников и скульпторов. Мануфактурная выставка, продолжавшаяся почти три месяца, широко освещалась всей петербургской прессой, а также двумя специальными газетами, выходившими только во время ее работы. В павильонах читались лекции, выступали крупнейшие поэты, проводились съезды инженеров и техников, велась широкая пропаганда технических знаний. В Соляной городок приезжали Ф. М. Достоевский, И. Е. Репин, Л. Н. Толстой, Д. И. Менделеев. С большим интересом посетители выставки слушали лекции П. Ф. Лес.. Смотреть весь текст. |
|
1871 | Музей прикладных знаний Сразу после закрытия мануфактурной выставки представители Русского технического общества обратились к ее участникам с призывом пожертвовать экспонировавшиеся изделия для Музея прикладных знаний, который вскоре открылся в помещении Соляного городка (вход в музей был со стороны Пантелеймоновской улицы). В связи с устройством Музея прикладных знаний в главном корпусе Соляного городка были пробиты большие прямоугольные окна. Лишь угловая часть старинного складского здания со стороны набережной и улицы сохранила первоначальный вид, правда, небольшие окошки над широким поясом рустовки были заложены и превращены в ниши. |
|
1880 | Электротехническая выставка, выставка садоводства, полеводства и огородничества Посетители павильонов Соляного городка смогли побывать на первой в России электротехнической выставке. В этом же году была открыта выставка садоводства, полеводства и огородничества. |
|
1887 | Механический павильон Русского технического общества (д.10, дворовый корпус) Во дворе выстроили новый выставочный павильон Русского технического общества. Примечание редакции: Имя архитектора - из справочника «Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX-начала XX века». Под общей редакцией Кирикова Б.М., изд-во «Пилигрим» 1996 год, стр. 151. воен. инж. В. М. Карлович
|
|
1898 | Механический павильон Русского технического общества (д.10, дворовый корпус) Павильон был перестроен в камне. |
|
1920-1930-е | Государственный институт научной педагогики - Музей эволюционной теории - Государственный музей народного образования Помещения занимал Государственный институт научной педагогики, при котором работал Музей эволюционной теории, главной задачей которого была атеистическая пропаганда на основе учения Ч. Дарвина. В предвоенные годы на базе этих учреждений был создан Государственный музей народного образования. |
|
1930-е | Завод «Электропульт» (д.10, правая часть) В части Соляного городка, примыкающей к улице Пестеля, обосновался завод «Электропульт», производящий электротехническую аппаратуру, приборы и распределительные щиты для управления электростанциями. |
|
1944-1953 | Музей обороны Ленинграда Экспозиция Музея обороны Ленинграда была развернута в трех соединенных зданиях по адресам: наб. Фонтанки, 10, Гангутская ул., 1 и Соляной пер., 9. |
|
Советское время | Военные научно-исследовательские учреждения Здание занимают военные научно-исследовательские учреждения. |