1930-1935 |
Кировский райсовет
Уникален конструктивистский ансамбль здания Кировского райсовета, которое заняло южный фронт одноименной площади. Это, безусловно, главное звено ансамбля, впечатляющее широким размахом и воспринимаемое с больших расстояний. Горизонтальный разбег сильно растянутого основного корпуса устремлен к угловой 50-метровой башне, которая врывается в перспективу проспекта Стачек господствующей доминантой района. По активной градоформирующей роли Кировский райсовет не имеет равных среди памятников конструктивизма. В этом произведении — одной из вершин ленинградского авангарда — ярко проявилась творческая индивидуальность блестящего архитектора Ноя Троцкого, одержавшего победу на конкурсе проектов. Оригинальная композиция пронизана форсированной динамикой и мощной энергией. Здание буквально врезается в глаза аффектированным силуэтом, напряженным противоборством горизонталей и вертикалей, столкновениями жестких прямоугольных и мягких округлых объемов. Гипертрофированные, «бесконечные» полосы остекления звучат гимном ленточному окну. Эти особенности определились во многом под влиянием немецкого архитектора Эриха Мендельсона, автора проекта ленинградской фабрики «Красное Знамя» которой синтезированы принципы функционализма и экспрессионизма. Кировский райсовет был первым сооружением такого типа. В нем размещались районные органы власти, культурные учреждения, банк, почта и большой зал собраний. Различным функциям отвечает разветвленная асимметричная структура. От главного четырехэтажного корпуса отходят три перпендикулярных крыла, связанных длинными галереями на столбах; полукруглому торцу, выдвинутому сбоку вперед к площади, корреспондирует эллипсовидный в плане зал собраний, обращенный к проспекту Стачек; в глубину участка отнесен приземистый цилиндр столовой. Четкие геометрические объемы с разных сторон раскрываются в новых сочетаниях, неожиданных и острых ракурсах, давая многообразие зрительных впечатлений. Особую экспрессию сообщают крупные криволинейные формы и резкая вертикаль башни с гребенкой балконов. Применение монолитного железобетонного каркаса позволило ввести полноценное ленточное остекление, не так уж часто встречавшееся в ленинградском строительстве. Фасадная стена разрезана непрерывными ленточными окнами необычайной длины (до 120 м). Они не отвечают внутренней разбивке помещений и служат самостоятельным выразительным средством. Слева полосы стекла переходят на полукруглый выступ. Справа движение горизонталей еще сильнее активизируют протяженные балконы, перегибающиеся через угол главного корпуса. Застекленный первый этаж основного фасада организован широким шагом пилонов, создающих иллюзию «здания на столбах». Ведущую тему горизонталей сбивает выступающий в центре схематичный портик. Диссонанс усугубляла установленная сверху, на средней оси, скульптурная группа «Рабочий, крестьянин и красноармеец», выполненная В. А. Синайским (позднее демонтирована). Введение портика и расшивка терразитовой штукатурки под руст — симптомы назревающего поворота к модернизации классицистических форм. Вместе с тем, в интерьерах здания железобетонные конструкции частично выявлены в чистом виде. Распластанность главного корпуса обостряет контраст с 11-этажной башней. Она взмывает ввысь над боковой частью здания, усиливая динамичный крен асимметричной композиции, и оказывается в фокусе проспекта Стачек. Эта градостроительная доминанта играет активную символическую роль, наподобие старых ратуш. Узкий параллелепипед башни прорезан лежачими щелями окон и вертикальной полосой остекления лестницы, а угловые балконы и всеченный вверху куб с гигантскими серпом и молотом придают ей зубчатый абрис. Мотив балконов-зубцов напоминает московские сооружения И. А. Фомина, учителя Троцкого, но здесь он трактован более остро и убедительно.
Уникален конструктивистский ансамбль здания Кировского райсовета, которое заняло южный фронт одноименной площади. Это, безусловно, главное звено ансамбля, впечатляющее широким размахом и воспринимаемое с больших расстояний. Горизонтальный разбег сильно растянутого основного корпуса устремлен к угловой 50-метровой башне, которая врывается в перспективу проспекта Стачек господствующей доминантой района. По активной градоформирующей роли Кировский райсовет не имеет равных среди памятников конструктивизма. В этом произведении — одной из вершин ленинградского авангарда — ярко проявилась творческая индивидуальность блестящего архитектора Ноя Троцкого, одержавшего победу на конкурсе проектов. Оригинальная композиция пронизана форсированной динамикой и мощной энергией. Здание буквально врезается в глаза аффектированным силуэтом, напряженным противоборством горизонталей и вертикалей, столкновениями жестких прямоугольных и мягких округлых объемов. Гипертрофированные, «бесконечные» полосы остекления звучат гимном ленточному окну. Эти особенности определились во многом под влиянием немецкого архитектора Эриха Мендельсона, автора проекта ленинградской фабрики «Красное Знамя» которой синтезированы принципы функционализма и экспрессионизма. Кировский райсовет был первым сооружением такого типа. В нем размещались районные органы власти, культурные учреждения, банк, почта и большой зал собраний. Различным функциям отвечает разветвленная асимметричная структура. От главного четырехэтажного корпуса отходят три перпендикулярных крыла, связанных длинными галереями на столбах; полукруглому торцу, выдвинутому сбоку вперед к площади, корреспондирует эллипсовидный в плане зал собраний, обращенный к проспекту Стачек; в глубину участка отнесен приземистый цилиндр столовой. Четкие геометрические объемы с разных сторон раскрываются в новых сочетаниях, неожиданных и острых ракурсах, давая многообразие зрительных впечатлений. Особую экспрессию сообщают крупные криволинейные формы и резкая вертикаль башни с гребенкой балконов. Применение монолитного железобетонного каркаса позволило ввести полноценное ленточное остекление, не так уж часто встречавшееся в ленинградском строительстве. Фасадная стена разрезана непрерывными ленточными окнами необычайной длины (до 120 м). Они не отвечают внутренней разбивке помещений и служат самостоятельным выразительным средством. Слева полосы стекла переходят на полукруглый выступ. Справа движение горизонталей еще сильнее активизируют протяженные балконы, перегибающиеся через угол главного корпуса. Застекленный первый этаж основного фасада организован широким шагом пилонов, создающих иллюзию «здания на столбах». Ведущую тему горизонталей сбивает выступающий в центре схематичный портик. Диссонанс усугубляла установленная сверху, на средней оси, скульптурная группа «Рабочий, крестьянин и красноармеец», выполненная В. А. Синайским (позднее демонтирована). Введение портика и расшивка терразитовой штукатурки под руст — симптомы назревающего поворота к модернизации классицистических форм. Вместе с тем, в интерьерах здания железобетонные конструкции частично выявлены в чистом виде. Распластанность главного корпуса обостряет контраст с 11-этажной башней. Она взмывает ввысь над боковой частью здания, усиливая динамичный крен асимметричной композиции, и оказывается в фокусе проспекта Стачек. Эта градостроительная доминанта играет активную символическую роль, наподобие старых ратуш. Узкий параллелепипед башни прорезан лежачими щелями окон и вертикальной полосой остекления лестницы, а угловые балконы и всеченный вверху куб с гигантскими серпом и молотом придают ей зубчатый абрис. Мотив балконов-зубцов напоминает московские сооружения И. А. Фомина, учителя Троцкого, но здесь он трактован более остро и убедительно.
архитектор Н.А. Троцкий
|
Б. М. Кириков М. С. Штиглиц «АРХИТЕКТУРА ЛЕНИНГРАДСКОГО АВАНГАРДА» Путеводитель СПб 2008 стр. 116-121
Добавил: GradPetra |