|
Маленький клочок земли в версте от Нарвской заставы издавна пользовался странной славой. Еще до XVIII века в деревнях Волынкина, Тентелевка, Емельяново и Ауттово, которые находились в районе заставы и существовали еще до основания города, среди крестьян ходили слухе о некоей «холодной поляне». По свидетельству редких очевидцев, на этой поляне снег не таял до начала июня, летом в местном ручье находили кусочки льда, а листья начинали желтеть в середине лета. Одни считали, что место это гиблое, другие же утверждали, что вода, набранная из тамошнего ручейка, обладает целебными свойствами.
|
|
Середина XIX века |
Участок Г. Л. Бередникова
В середине XIX века довольно большой участок под № 492 оказался во владении некоего Григория Лукича Бередникова, купца средней руки.
Примечание редакции: К 1914 году В.Г. и С.Г. Бередниковым принадлежал только участок дома №10 по Везенбергской улице.
|
|
1906-1907 |
Участок С. Г. Бередникова
В 1906 году двое молодых аспирантов Горного института – Семен Михайлов и Василий Северцов, узнали от кого-то из приятелей о странном месте и в течение месяца, летом того же года тщательно обследовали указанный участок. Первичные результаты подтвердили слухи – температура на его поверхности была на 3-5 градусов ниже среднегородской, а уже на глубине 2-х футов приближалась к нулю. Место было названо «холодоконцентрат» или, проще, «холодильник». Участок, где находился «холодильник», на то время был занят, преимущественно, полями, меж которых проходил узкий Нарвский тракт. Договорившись с хозяином Сергеем Григорьевичем Бередниковым (сыном Г. Л. Бередникова), последующий год друзья проводили самостоятельные исследования и получили массу интереснейших геотермических данных.
|
|
1908 |
«Летник» Т. И. Рябошапки В 1908 году через участок № 492 запланировали проложить новую улицу. Его разбили на 50 маленьких участков и на месте разбитого Нарвского тракта прошла новая, замощенная булыжником, улица. Цена на землю стала сильно расти, и владелец бывшего участка № 492, а тогда – обладатель 45 отдельных участков (5 участков ушли под улицу), господин С. Г. Бередников, стал потихоньку свои владения распродавать. Одним из первых, купивших здесь землю, был Тарас Иванович Рябошапка, старый донской казак и давний друг семьи Северцовых, частично финансировавший первые экспедиции в Среднюю Азию и Памир географа Николая Алексеевича Северцова. Позже их пути разошлись - Николай Алексеевич переехал в Петербург, а Тарас Иванович продолжил дело отца – несколько мануфактур и текстильных фабрик. Тарас Иванович, всегда следивший за делами и успехами друга, а потом – и его сына Василия, приехав по делам в Петербург, обнаружил его арестованным по обвинению в подготовке военного заговора. Под поручительство Рябошапки Василия освободили из тюрьмы. Северцов рассказал Тарасу Ивановичу об исследованиях и об удивительном месте - природной холодильной камере, на котором хоть сейчас можно строить недорогое, но вполне работоспособное хранилище. Т. И. Рябошапка заинтересовался и решился. Вместе с Василием, на одном из участков – на самом «холодильнике», они построил легкое хранилище, «летник», где низкая температура постоянно поддерживалась колотым льдом. На втором участке Тарас Иванович, заядлый лошадник, возвел просторные конюшни. Высокий шестиэтажный холодильник братьев Уэстей и товарищества «Унион» мирно сосуществовал с просторным «летником» Т. И. Рябошапки. Постепенно у конкурентов сложились почти дружеские отношения – ведь два их холодильных склада обеспечивали почти 2/3 всех нужд Петербурга...
В 1908 году через участок № 492 запланировали проложить новую улицу. Его разбили на 50 маленьких участков и на месте разбитого Нарвского тракта прошла новая, замощенная булыжником, улица. Цена на землю стала сильно расти, и владелец бывшего участка № 492, а тогда – обладатель 45 отдельных участков (5 участков ушли под улицу), господин С. Г. Бередников, стал потихоньку свои владения распродавать. Одним из первых, купивших здесь землю, был Тарас Иванович Рябошапка, старый донской казак и давний друг семьи Северцовых, частично финансировавший первые экспедиции в Среднюю Азию и Памир географа Николая Алексеевича Северцова. Позже их пути разошлись - Николай Алексеевич переехал в Петербург, а Тарас Иванович продолжил дело отца – несколько мануфактур и текстильных фабрик. Тарас Иванович, всегда следивший за делами и успехами друга, а потом – и его сына Василия, приехав по делам в Петербург, обнаружил его арестованным по обвинению в подготовке военного заговора. Под поручительство Рябошапки Василия освободили из тюрьмы. Северцов рассказал Тарасу Ивановичу об исследованиях и об удивительном месте - природной холодильной камере, на котором хоть сейчас можно строить недорогое, но вполне работоспособное хранилище. Т. И. Рябошапка заинтересовался и решился. Вместе с Василием, на одном из участков – на самом «холодильнике», они построил легкое хранилище, «летник», где низкая температура постоянно поддерживалась колотым льдом. На втором участке Тарас Иванович, заядлый лошадник, возвел просторные конюшни. Высокий шестиэтажный холодильник братьев Уэстей и товарищества «Унион» мирно сосуществовал с просторным «летником» Т. И. Рябошапки. Постепенно у конкурентов сложились почти дружеские отношения – ведь два их холодильных склада обеспечивали почти 2/3 всех нужд Петербурга.
|
|
1918 |
Хладокомбинат № 5
После принятия декретов о национализации крупных предприятий почти всех отраслей промышленности новоиспеченному Петроградскому хладокомбинату был присвоен номер 5.
|
|
1925 |
Хладокомбинат № 5
Хладокомбинат № 5 получил кредит от воссозданного Госбанка на строительство нового здания и закупку новейшего оборудования. К 1925 году было построено трехэтажное здание с большим масложировым цехом.
|
|
1936-1944 |
Хладокомбинат № 5 В 1936 году была создана исследовательская группа, которая в течение двух лет проводила исследования грунта на территории Хладокомбината № 5. Наряду с бурением, исследования проводились и современным методом инфракрасной фотографии и электрического зондирования (ВЭЗ). Результаты, опубликованные в «Геологическом вестнике» были действительно очень интересные. Во-первых, несмотря на достаточно плотный грунт, было установлено, что степень гидрации (содержания жидкости) на исследуемом участке необычно высокая. Впрочем, тут же вспомнили, что в XIX веке рядом проходили русла двух рек, так что после их осушения, очевидно, вода стала заполнять внутренние полости, подниматься уровнем в соседних грунтах и образовывать так называемые «плывуны». Однако это не объясняло необычной температурной аномалии, которую назвали «Нарвский холод». После обработки всех данных, было выдвинуто несколько гипотез, в том числе, очень оригинальная гипотеза о фокусировании холодового потока антиклинальными складками, то есть складками, в ядре которых залегают более древние породы. В 1940 году группой было сформулировано окончательное заключение: «… данная температурная аномалия, очевидно, является следствием глубокой, пока не выясненной, геологической структурной аномалии… необходимо продолжение исследований… место является природным холодоконцентратом… рекомендовано строительство наряду с промышленным хладокомбинатом исследовательского центра». Во время блокады Ленинграда в хладокомбинат № 5 попало четыре снаряда. Восстанавливать его сочли нерентабельным. На этом месте от большого хладокомбината остался лишь остов – как напоминание о самом первом «холодильнике» Петербурга...
В 1936 году была создана исследовательская группа, которая в течение двух лет проводила исследования грунта на территории Хладокомбината № 5. Наряду с бурением, исследования проводились и современным методом инфракрасной фотографии и электрического зондирования (ВЭЗ). Результаты, опубликованные в «Геологическом вестнике» были действительно очень интересные. Во-первых, несмотря на достаточно плотный грунт, было установлено, что степень гидрации (содержания жидкости) на исследуемом участке необычно высокая. Впрочем, тут же вспомнили, что в XIX веке рядом проходили русла двух рек, так что после их осушения, очевидно, вода стала заполнять внутренние полости, подниматься уровнем в соседних грунтах и образовывать так называемые «плывуны». Однако это не объясняло необычной температурной аномалии, которую назвали «Нарвский холод». После обработки всех данных, было выдвинуто несколько гипотез, в том числе, очень оригинальная гипотеза о фокусировании холодового потока антиклинальными складками, то есть складками, в ядре которых залегают более древние породы. В 1940 году группой было сформулировано окончательное заключение: «… данная температурная аномалия, очевидно, является следствием глубокой, пока не выясненной, геологической структурной аномалии… необходимо продолжение исследований… место является природным холодоконцентратом… рекомендовано строительство наряду с промышленным хладокомбинатом исследовательского центра». Во время блокады Ленинграда в хладокомбинат № 5 попало четыре снаряда. Восстанавливать его сочли нерентабельным. На этом месте от большого хладокомбината остался лишь остов – как напоминание о самом первом «холодильнике» Петербурга.
|
|
1950-1970-е |
Отрывок из статьи в «Смене» от 26 ноября 1966 года «Где живет метель?» журналиста Пермякова, взявшего интервью у Ленинградских метеорологов: «… роза ветров и термические зоны Ленинграда неразрывно связаны между собой. Районы города с пониженной среднегодовой температурой стабильно, уже многие десятилетия, получают осадков – дождя, снега, града, больше, чем другие районы... По статистике 1948-1966 годов наиболее «любимый центр» атмосферной микроциркуляции, то есть, грубо говоря, место, где чаще всего начинаются осадки, приходится на Кировский район. Можно даже сказать более точно – на улицу Шкапина… и если вы идете по Ленинграду, закутанному в метельную дымку, можете быть твердо уверены – началась она, скорее всего, в Кировском районе». Из Ленинградского зоопарка в ночь на 25 июля 1972 года пропал уникальный венценосный пингвин. Редкие свидетели утверждают, что видели, как силуэт, напоминающий пингвина, скатился по траве к берегу и нырнул в Кронверкский пролив. Нашли беглеца спустя две недели в зарослях на месте старого хладокомбината. Удобно устроившись в обломках стен, пингвин соорудил себе там подобие гнезда, где и был пойман местными мальчишками. Голодный и грязный, путешественник был возвращен работникам зоопарка.
|
|
1990-е |
Хладокомбинат № 5 В рамках программы «Интенсификация-90», решением городской администрации на месте бывшего «холодильника», начато строительство нового современного здания Хладокомбината № 5. Был осуществлен снос старых строений, расчищена территория. Будущее 5-этажное здание планировалось возводить с несколькими складами, с удобным подъездом, с большим исследовательским корпусом. Новый хладокомбинат предполагалось сделать крупнейшим в Ленинграде, были проложены железнодорожные пути и даже слегка исправлена геометрия улицы – с целью расширения участка под строительство. Юридически будущий хладокомбинат №5 был прикреплен к соседнему - № 4. В 1991 году был закончен нулевой цикл – разбиты участки, сделана гидроизоляция, залит бетонный фундамент с толщиной плит 1,5 метра и использованием специального цемента. СМУ-15 под руководством Ивана Моисеевича Савченко, строившее хладокомбинат, каждые два месяца сокращало, и без того урезанные, сроки сдачи. Ленинградские газеты с упоением освещали ход стройки, описывали ударный темп, знакомили со сроками сдачи – первая серия ожидалась к началу 1992 года. Но после распада СССР и прекращения финансирования ударная стройка замерла. Однако, директор обоих хладокомбинатов – № 4 и №5, Андрей Петрович Бабодей, будучи человеком дальновидным, распорядился, выделив средства из резервного фонда, законсервировать возведенные фундаменты. Для этого, в течении нескольких недель, они засыпались песком с Финского залива...
В рамках программы «Интенсификация-90», решением городской администрации на месте бывшего «холодильника», начато строительство нового современного здания Хладокомбината № 5. Был осуществлен снос старых строений, расчищена территория. Будущее 5-этажное здание планировалось возводить с несколькими складами, с удобным подъездом, с большим исследовательским корпусом. Новый хладокомбинат предполагалось сделать крупнейшим в Ленинграде, были проложены железнодорожные пути и даже слегка исправлена геометрия улицы – с целью расширения участка под строительство. Юридически будущий хладокомбинат №5 был прикреплен к соседнему - № 4. В 1991 году был закончен нулевой цикл – разбиты участки, сделана гидроизоляция, залит бетонный фундамент с толщиной плит 1,5 метра и использованием специального цемента. СМУ-15 под руководством Ивана Моисеевича Савченко, строившее хладокомбинат, каждые два месяца сокращало, и без того урезанные, сроки сдачи. Ленинградские газеты с упоением освещали ход стройки, описывали ударный темп, знакомили со сроками сдачи – первая серия ожидалась к началу 1992 года. Но после распада СССР и прекращения финансирования ударная стройка замерла. Однако, директор обоих хладокомбинатов – № 4 и №5, Андрей Петрович Бабодей, будучи человеком дальновидным, распорядился, выделив средства из резервного фонда, законсервировать возведенные фундаменты. Для этого, в течении нескольких недель, они засыпались песком с Финского залива.
|
|
Конец 1990-х |
Хладокомбинат № 5
Вокруг перспективного недостроя развернулась самая настоящая баталия. Переговоры о выкупе участка велись сразу с семью компаниями – американцы, турки, немцы, финны... Помимо фундамента и коммуникаций, разрешительные документы также были практически готовы. В 1998 году, наконец, был подписан договор о намерениях с финской фирмой «Окко-Тотлла». Намерениям, этим, однако, так и не суждено было осуществиться. Августовский дефолт заставил финнов изменить все планы. Договор пришлось расторгнуть.
|
|
2000-2001 |
Балтийский хладокомбинат
В 1999 году российская рыбодобывающая компания с Дальнего Востока, без труда выиграв тендер, приобрела данный земельный участок. В 2000 году стройка была возобновлена, а уже в 2001 году Балтийский хладокомбинат был введен в строй. На сегодняшний день это самый современный, оснащенный по последнему слову техники, хладокомбинат в Петербурге. В арсенале предприятия удобный подъезд, железнодорожная эстакада, просторный двор, здание современного бизнес-центра, входящего в структуру Балтийского хладокомбината, лаборатории.
|
|