Екатерининский парк (Пушкин) ⇒ Санкт-Петербург

История объекта: Екатерининский парк (Пушкин)


дата события историческая справка источник
Екатерининский парк
Парк разбит при Екатерининском дворце.
1720 Регулярный парк
Старейшая, регулярная часть Екатерининского парка создавалась в первой половине XVIII века в голландском вкусе, для отдохновения и развлечения августейших хозяев от тягот государственной службы. Прилегающая к дому местность на Сарской мызе в первые годы после ее перехода в собственность Екатерины I, в 1720-х годах был перепланирован садовыми мастерами Я. Роозеном и И. Фохтом. Склон с восточной стороны был обработан уступами, при этом «в каждой куртине, — как писал историк Царского Села И. Яковкин, имея в виду 1721-й год, — насажены были яблони и вишни, с коих плоды, во время присутствий Двора в Москве, отдаваемы были на откуп, а с некоторых и тогда сохраняемы были впрок различным образом. Видите ли, что в некоторых аллеях деревья, против прямой линии, посажены выгнутыми впадинами? По каждой аллее были в них беседки с лавками из брусков, к коим деревья привязывались. Таких беседок, в верхнем и нижнем садах, по всем аллеям было 48; а здесь, на углу к каналу и набережной..
Смотреть весь текст.
1744-1746 Павильон «Эрмитаж»
Подобные павильоны, название которых по-французски означает «хижина отшельника», получили широкое распространение в регулярных садах XVIII века. Они предназначались для отдыха и обедов владельца усадьбы в узком кругу избранных и помещались в дикой части парка. Для того чтобы общению хозяев и гостей не мешало присутствие прислуги, в таких павильонах обычно устанавливались механизмы, приводившие в движение подъемные столы. Уже упоминавшийся летописец Царского Села И. Яковкин обращался к читателям так: «Ну, господа! Теперь, осмотрев все любопытное по этой стороне, в прежних верхнем и нижнем садах, пойдем осматривать в называвшейся первоначально дикой роще истинно царски украшенный эрмитаж».   Павильон «Эрмитаж» в Царском Селе первоначально спроектировал М. Г. Земцов. Весной 1744 года приступили к кладке фундаментов, которые к осени того же года были завершены. Однако в 1749 году фасады готового к тому времени павильона были переделаны в соотве..
Смотреть весь текст.
Эрмитажная роща

Екатерининский парк (Пушкин). Фрагмент Эрмитажной Рощи. фото июль 2015 г.


1755 Павильон «Эрмитажная кухня»
Для русской усадебной и загородной архитектуры 1760–1770-х годов характерно увлечение формами готического и китайского искусства. Романтический сад должен был создавать иллюзию «путешествия» по разным странам.   Наиболее ранними памятниками неоготики в Царском Селе являются Башня-руина и комплекс Адмиралтейства, сооруженные в начале 1770-х годов. Позднее по проекту В. И. Неелова была выстроена Эрмитажная кухня, в XVIII веке имевшая двоякое назначение — она служила не только кухней, но и воротами для въезда в Екатерининский парк. Поэтому павильон нередко называли Красными воротами.   Архитектурный замысел Эрмитажной кухни связан с начатым в 1774 году сооружением канала вдоль границы Старого сада. Замена старой глухой каменной ограды каналом и набережной были частью широкой программы реорганизации Екатерининского парка.   В плане Эрмитажная кухня представляет вытянутый прямоугольник с двумя выступами со стороны парка. Венчает здание к..
Смотреть весь текст.
1753-1757 Павильон «Грот»

Екатерининский парк (Пушкин). Павильон «Грот», 1753-57, арх. Ф.-Б. Растрелли. Общий вид от Адмиралтейства. фото июль 2015 г.









Архитектор: Ф.-Б. Растрелли
1770-е Плотина-каскад с туфовым гротом
Екатерининский парк. Плотина-каскад с туфовым гротом, 1770-е, арх. Герард И.К., фото июль 2015 г. Екатерининский парк. Плотина-каскад с туфовым гротом, 1770-е, арх. Герард И.К., Вид с противоположного берега ручья. фото июль 2015 г.    

Иженер: И.К. Герард
1772-1775 Павильон «Адмиралтейство»
Общий видпавильона «Адмиралтейство» Охранная доска Боковой фасадпавильона «Адмиралтейство» Площадка перед павильоном«Адмиралтейство» Вид Большого пруда и Адмиралтейства             ..
Смотреть весь текст.
1774-1776 Чесменская (Орловская) колонна
  ..
Смотреть весь текст.
1770-1776 Мраморный мост (Палладиев мост)
В пейзажной части Екатерининского парка, около Большого пруда, находится Мраморный (Палладиев) мост, или Сибирская Мраморная галерея. Мост поставлен над узкой протокой, соединяющей Большой пруд с соседним, на котором был создан архипелаг из 7 островков. На них в раскрашенных по рисункам А. Ринальди домиках жили лебеди. Эти островки по сей день сохраняют название Лебяжьих.   Образцом для Мраморного моста, сооруженного по модели В.И. Неелова, послужили мосты в английских парках Стоу и Уилтон, созданные на основе проекта А. Палладио.   В начале 1770-х годов на Екатеринбургской гранильной фабрике уральские камнерезы под руководством мастера В. Тортори вытесали из местного голубовато-серого горношитского и белого становского мраморов колонны, капители, тумбы, балясины и другие детали по представленному образцу. Панели для облицовки устоев моста были выполнены из серовато-розового гранита.   Постройка фундаментов Мраморного моста датируется 1773 годом; в 1774 го..
Смотреть весь текст.
1777-1779,
1800
Павильон «Верхняя ванна» («Мыльня их высочеств»)
На берегу Зеркального пруда расположен павильон «Верхняя ванна», или, как его называли в XVIII веке, «Мыльня их высочеств», построенный в 1777–1779 годах архитекторами В. И. и И. В. Нееловыми.   Верхняя ванна исполнена в стиле раннего классицизма. Скупо украшенный фасад производит впечатление изысканной простоты благодаря пропорциональному соотношению основного объема и обращенного в сторону пруда трехгранного ризалита. Стены ризалита в нижней части прорезаны полуциркульными окнами и широким дверным проемом, а вверху — круглыми окнами. Венчает здание парапет с балюстрадой.   Особенно хорош вид на Верхнюю ванну, открывающийся с центральной аллеи Старого сада. Фасад павильона, отчетливо вырисовываясь на фоне зелени, замыкает перспективу пруда, в зеркальной глади которого отражаются его светло-желтые стены.   До середины XIX века Верхняя ванна сохраняла свое первоначальное назначение и состояла из шести помещений: сеней, ра..
Смотреть весь текст.
1780-е Холодная баня с Агатовыми комнатами
Павильон располагается между Зубовским корпусом Екатерининского дворца и Камероновой галереей, террасу которой соединяет с Агатовыми комнатами Висячий сад. На нижнем этаже находилось несколько купальных бассейнов для водных процедур, а верхний этаж, где находятся Агатовые комнаты, служил для отдыха после купания — здесь императрица проводила ранние утренние часы, занимаясь просмотром государственных документов и отвечая на письма. Агатовые комнаты. Вид с галереи Висячего сада Агатовые комнаты и Висячий сад          ..
Смотреть весь текст.
1780-1787 Пандус
      ..
Смотреть весь текст.
1778-1782 Китайская (Скрипучая) беседка
Павильон «Китайская Скрипучая беседка» был сооружен в 1778-1786 годах по проекту Юрия Матвеевича Фельтена и стал частью большого комплекса парковых сооружений, выполненных в стиле «шинуазри» в Екатерининском и Александровском парках.   В плане павильон состоит из центрального овального купольного зала, стены которого декорированы искусственным мрамором, и двух примыкающих к нему почти квадратных объемов.   Скрипучая беседка имеет два входа — с западной и восточной стороны, решенных в виде прямоугольных выступов, оформленных открытыми полуциркульными арками. Нарядные двери павильона декорированы орнаментальной резьбой и росписью.   Кровлю украшают фигуры драконов, выполненные по аналогии с первоначальными резными, изготовленными мастером Ф. Брюлло. Венчает павильон флюгер в виде китайского знамени, который при вращении издает громкий скрип: этим объясняется одно из названий беседки — Скрипучая.   Павильон значит..
Смотреть весь текст.
1784-1786 Павильон Кухня-руина
Расположенная рядом с Концертным залом Кухня-руина, сооруженная Д. Кваренги в 1780-е годы, принадлежит к числу лучших произведений зодчего.   Вход в павильон — круглую в плане, усложненную двумя прямоугольными выступами постройку — оформлен в виде ниши, в глубине которой помещена дверь. Криволинейные части фасада между выступами украшены колоннами.   При создании Кухни-руины Д. Кваренги воспользовался находившимися в его распоряжении фрагментами подлинных античных памятников — мраморными капителями, карнизом и фризом с высеченными гирляндами. В верхней части стен и в промежутках между колоннами установлены шесть гипсовых барельефов, отлитых скульптором К. Альбани и намеренно поврежденных с целью придания им характера глубокой древности, навевающей меланхолические размышления.    В нишах на фасадах Кваренги поместил античную пластику и внутри павильона также расставил несколько скульптур, не дошедших до наших дней. Имитация разрушенного па..
Смотреть весь текст.
1780-1787 Камеронова галерея
Вид от Большого пруда Вид на галерею второго этажа Вид на Фрейлинский садик и Большой Дворец Вид на Верхнюю Ванну и Зеркальный пруд Античный воин  Вид на Большой пруд  Фрагмент Пандуса       Светильник-ваза  Статуя Геракла Фарнезского           ..
Смотреть весь текст.
1782-1788 Павильон Концертный зал

Екатерининский парк (Пушкин). Павильон Концертный зал, 1782-88, арх. Кваренги Д., ск. Козловский М.И.  фото июль 2015 г.









Архитектор: Д. Кваренги,
скульптор: Козловский М.И.
1817 Ворота «Любезным моим сослуживцам»
На юго-восточной окраине Екатерининского парка стоят монументальные чугунные ворота, сооруженные по проекту архитектора В. П. Стасова в 1817 году в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Помещенные на них слова – «Любезным моим сослуживцам» – принадлежат императору Александру I.   Из трех вариантов проекта – из пудостского камня, гранита и чугуна – был утвержден последний. В.П. Стасов хотел украсить ворота статуями и группами трофеев, но этот замысел не был осуществлен. В облике величественного сооружения, состоящего из четырех пар чугунных колонн дорического ордера, которые поддерживают тяжелый антаблемент, сказалось тяготение архитектора классициста к суровым и мужественным, ясным и лаконичным формам.   Колонны длиной в 5,7 метра отливались на чугунолитейном заводе в Петрозаводске и доставлялись водой в Санкт-Петербург, а затем по суше – в Царское Село. Антаблемент и крышу ворот изготовили на Санкт-Петербургс..
Смотреть весь текст.
1850-1852 Турецкая баня

 

Екатерининский парк. Турецкая баня с берега Пруда. фото июль 2015 г. Екатерининский парк.  Турецкая баня. Купола. фото июль 2015 г.    

Архитектор: И.А. Монигетти
1855-1865 Собственный садик
Висячий сад Каменный фонтан (1866)арх. А.Ф. Видов, ск. Ф. Ботта   Висячий садик и Холодная баня Статуя «Танцовщица»А. Канова (копия) Копия Памятника Екатерине II         ..
Смотреть весь текст.



История в фотографии: Екатерининский парк (Пушкин)









Екатерининский парк (Пушкин)

GradPetra в социальных сетях