Шпалерная ул., д. 27 ⇒ Центральный р-н
История объекта: Шпалерная ул., дом 27
дата события | историческая справка | источник |
---|---|---|
Смотрите также: Захарьевская ул., дом 6 |
||
1711 | Дворец Марфы Матвеевны На этом месте стоял высокий, в два-три этажа на подвалах, мазанковый фахверковый дворец царицы Марфы Матвеевны (1664-1715), вдовы царя Федора Алексеевича, умершего в 1682 году спустя два месяца после свадьбы, не оставив детей. Она прожила в Петербурге около четырех лет. |
|
1715 | Дворец Ф. Апраксина После смерти Марфы Матвеевны по распоряжению царя дворец и все имущество усопшей перешли к ее брату адмиралу Федору Апраксину (1661-1728), одному из ближайших сподвижников Петра I. Вскоре он построил себе дворец у Адмиралтейства (на месте ближайшей к нему части нынешнего Зимнего дворца). |
|
1717-1732 | Дом Берг- и Мануфактур-коллегии Ф. Апраксин отдал этот дом Берг- и Мануфактур-коллегии, основанной в 1717 году. Первые годы (1717-1726) президентом Коллегии состоял Я. В. Брюс, проживавший рядом. В 1732 году Берг-коллегию перевели на Васильевский остров, в здание 12 коллегий. |
|
1717 | Мастерская Б. К. Растрелли Часть построек, перешедших после смерти Марфы Матвеевны в казну, предоставили под жилье и мастерские иностранным художникам, принятым на русскую службу. Мастерская, построенная по проекту Б. К. Растрелли, состояла из двух огромных залов и трех небольших «камор», где работали помощники, резчики и формовщики. В залах сооружали модели и крупные скульптуры. В феврале 1724 года в сопровождении М. Земцова как переводчика-специалиста Петр I посещал мастерскую Б. Растрелли. Император пожелал осмотреть модель собственного «поясного портрета» перед отливкой в бронзе. В мастерской позднее отлили первую в России конную статую — монумент императора Петра I с маршальским жезлом (она простояла несколько десятилетий в сарае старой мастерской, пока не была установлена императором Павлом I у входа в Михайловский замок в 1800 году) и статую императрицы Анны Иоанновны «с арапчонком» (хранится в Русском музее). архитектор Б. К. Растрелли
|
|
1720-е | Квартира Б. К. Растрелли Центральный дом бывшего дворца царицы Марфы Матвеевны занимал знаменитый скульптор граф Бартоломео Карло де Растрелли (1675-1744), живший с взрослым сыном Франческо Бартоломео де Растрелли (1700-1771), будущим великим архитектором, уже построившим в столице дворцы князя Кантемира и Шафирова. |
|
1720-е | Квартира Н. Микетти Во флигеле бывшего дворца Марфы Матвеевны жил архитектор Николо Микетти (1675-1759), работавший до осени 1723 года летом в Стрельне, Петергофе и Летнем саду, а на зиму уезжавший строить в Риме. Помощником и переводчиком у Микетти служил Михаил Григорьевич Земцов (1688-1743), сначала выучившийся у Д. Трезини итальянскому языку, а затем у него и Микетти — архитектуре. |
|
Ноябрь 1724 | «Учебные палаты» М. Г. Земцова В доме Н. Микетти устроили специальные «учебные палаты», где Земцов, произведенный в это время в архитекторы, обучал подростков архитектуре. В 1724 году там обучалось 14 мальчиков, в 1727 году к ним прибавилось еще шестеро, переведенных из школы Д. Трезини. Старшие его ученики, начинавшие свое обучение еще в командах архитекторов-иностранцев, помогали Земцову при проектировании и строительстве новых зданий. Благодаря этому обстоятельству Земцов имел самую большую строительную команду в Петербурге. По первоначальному типовому проекту Земцова в 1750-х годах построен особняк А. П. Ганнибала — единственное сохранившееся в Литейной части здание того времени (ныне перестроено). |
|
1728 | Дворец Апраксиных Владение после смерти адмирала Ф. Апраксина унаследовал его брат Петр Матвеевич Апраксин (1659-1728), а затем младший из братьев — Андрей (1663-1731). |
|
1734 | Императорская шпалерная мануфактура В освободившемся здании дворца царицы Марфы Матвеевны, разместили Шпалерную мануфактуру, устроенную Петром I за 17 лет до этого в Калинкиной деревне. Шпалерная мануфактура в 1730-х годах состояла из пяти мастерских, где работали французские мастера с русскими учениками. Они ткали безворсовые узорчатые шерстяные ковры, ими обивались стены комнат для красоты и для защиты от сырости и сквозняков. Находили применение даже небольшие кусочки: они уходили на обивку мебели. Шпалеры украшали интерьеры императорских дворцов того времени. Образцы работ 1720—1730-х годов сохранились в Ассамблейном зале Монплезира Петергофа. В 1734-1738 годах здесь выткали комплект из 4 шпалер с изображением животных, птиц и букетов цветов на фоне пейзажей; дважды в 1740-х годах выполняли комплект «Страны света», шпалеры «Индийской серии». Выполнялись шпалеры на библейские сюжеты. Над одной шпалерой работали одновременно 3 — 4 мастера, исполняя около 1 квадратного аршина в месяц. Каждый из ткачей выполнял более или менее трудную часть ковра в соответствии со своим уровнем умения и мастерства. |
|
1740-1750-е | Императорская шпалерная мануфактура Расцвет Шпалерной мануфактуры пришелся на 1740-1750-е годы. В 1756 году мануфактуру возглавил выписанный из Парижа мастер Гобеленовой мануфактуры Ж. Ронде. Он руководил коллективом из 26 русских мастеров (среди них С. Климов, Г. Ежиков, И. Крылов и другие) и многочисленных учеников, во главе с подмастерьем Акимом Старковым. В эти годы А. Вист реконструировал старые мастерские и возвел новые. архитектор А. Вист
|
|
Середина XVIII века |
Путевой двор императрицы Елизаветы Петровны На этом месте стоял деревянный путевой дворец императрицы Елизаветы Петровны. |
|
1770-1800-е | Императорская шпалерная мануфактура С 1770-х годов на мануфактуре попечительствовали Н. И. Панин (1763-1783), А. П. Шувалов (1783-1789), Н. Б. Юсупов (1789-1802). Художественный надзор осуществляли профессора Академии художеств. На производстве в эти годы работали уже только русские мастера, принимались и частные ученики. Шпалеры с рисунками в стиле рококо не только украшали дворцовые интерьеры, но становились дипломатическими подарками. Георги в 1790-х годах писал: «Императорская Шпалерная мануфактура находится <..."> в большом двухэтажном каменном строении. Здесь работают прекрасные гладкие и выпуклистые шпалеры, также портреты чрезвычайного сходства и красоты. Работа производится единственно для двора, и охотники могут смотреть сии искусные вещи в первую субботу каждого месяца. Главное начальство над оною имеет ныне Его Сиятельство Князь Николай Борисович Юсупов...». В эти годы выполнялись серии шпалер, повторяющих полотна Рафаэля, Рембрандта, Ван Дейка и т. д.; популярными стали сюжеты на темы античных произведений. До конца XVIII века Шпалерная мануфактура оставалась единственным подобным предприятием в России. До середины XIX века ткачи мануфактуры продолжали трудиться на предприятии, выполняя высокохудожественные гобелены. |
|
до 1820-х | Придворное экипажное заведение До 1820-х годов на сквозном участке находилась часть Придворного экипажного заведения. |
|
1859 | Здание Инженерного ведомства и казармы Собственного Его Императорского Величества Конвоя Двухэтажное каменное казарменное здание, перестроено из небольшого каменного дома Шпалерной мануфактуры. Во дворе - деревянные конюшни и флигели, построенные военным инженер-капитаном Ивановым. На фасаде со стороны напротив.Собственный Его Императорского Величества Конвой — воинская часть, сопровождавшая и охранявшая императора и августейших особ. Подразделение создали в 1811 году, и оно сразу получило права «старой гвардии». Предшественниками Конвоя можно считать казачьи придворные команды, а также «выборный» гусарский эскадрон, несшие службу при Екатерине II. Конвой принимал участие в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах.Конвой нес караульную службу в императорских резиденциях вместе с нарядами гвардейских частей. Когда двор находился в Царском Селе или Петергофе, туда назначался взвод конвойцев с двумя офицерами и конные разъезды, объезжавшие дворцовые парки. Личный состав Конвоя был неизменным участником торжеств, имевших непосредственное отношение к царствующему дому, прежде всего в церемонии коронации, в Москве. Подразделения Конвоя сопровождали коронационный поезд и составляли шпалеры между Архангельским и Благовещенским соборами и Красным крыльцом. Церемониальные функции Конвой выполнял и, например, по прибытии в столицу высоких гостей — глав государств, невест и женихов членов императорской фамилии. Конвойцы в почетном строю встречали гостей и сопровождали экипажи до императорских резиденций. Конвойцы встречали посетителей в императорских резиденциях; особый наряд из шести человек назначался для «снятия пальто» гостей в дни больших праздников и приемов. Почетные церемониальные функции конвойцы выполняли при освящении столичных храмов и для сопровождения тела усопшего императора.Служба в Конвое считалась престижной, и отбор туда был строгий. Конвой открывал прохождение войск на парадах на .. Смотреть весь текст. |