реки Мойки наб. ⇒ Санкт-Петербург

История объекта: реки Мойки наб., дом 108



дата события историческая справка источник
Начало
XVIII века
Усадьба Н. Ф. Головина
...Еще в первой трети XVIII века на левом берегу Мойки, против Новой Голландии, привольно раскинулись усадьбы петровских сподвижников - Ягужинского, Сенявина, Головина, Шафирова. Данный сквозной участок принадлежал графу Николаю Федоровичу Головину (1695-1745), вице-адмиралу, командующему Балтийским флотом и дипломату. Он владел также и домом на Английской набережной. Позже усадьба переходила из рук в руки.
1760-1770-е Усадьба П. И. Панина, Усадьба М. М. Щербатова
В 1760-1770-х годах усадьба принадлежала генералу Петру Ивановичу Панину (1721-1789), будущему усмирителю Пугачевского бунта; затем она перешла к князю Михаилу Михайловичу Щербатову (1733-1790), автору многотомной «Истории Российской с древнейших времен» и сочинения «О повреждении нравов в России». К моменту приобретения князем М. М. Щербатовым участка в глубине его стояли каменные одноэтажные палаты в барочном вкусе; перед задним фасадом дома был разбит небольшой сад. Здесь, вдали от городского шума и мирской суеты, Щербатов писал третий и четвертый тома своей «Истории» и разбирал архив кабинета Петра I, к которому получил доступ благодаря специальному указу Екатерины II.
1790-е Усадьба Л. А. Нарышкина - «Нарышкин сад»
После Щербатова участок и дом снова начали менять владельцев и попали, наконец, в руки к обер-шталмейстеру Льву Александровичу Нарышкину (1733-1799), младшему сыну А. Л. Нарышкина (двоюродного брата Петра Великого) и статс-дамы Е. А. Апраксиной (внучки Петра Матвеевича Апраксина). Л. А. Нарышкин возвел здесь (скорее всего, на прежнем фундаменте) новый двухэтажный дом. После многих перестроек этот дом дошел до наших дней: его можно и сейчас увидеть в глубине участка... Но главное деяние Нарышкина как хозяина участка заключалось не в этом. Обер-шталмейстер был человеком веселым и компанейским. Неудивительно, что он охотно предоставил свой усадебный сад для «воксала», как называли тогда увеселительные заведения на открытом воздухе. По средам и воскресеньям там устраивались танцевальные вечера и маскарады с платою по рублю с персоны, причем посетители могли являться в масках и без масок. В танцевальном павильоне играли два оркестра - роговой и бальный, а на открытой сцене шли пантомимы и сжигались потешные огни. Вот одно из объявлений в «Санкт-Петербургских ведомостях» 1793 года: «В среду, сего Июля 20 дня, будет в Нарышкином саду, что на Мойке, представление большого позорища (т. е. зрелища. _ А. И.), названного Путешествие капитана Кука. После которого числа воксалы будут только по воскресеньям, а в другие дни недели всякому дозволяется безденежно гулять в саду с утра до вечера, где можно будет получать во всякое время напитки и закуски...» Последние слова особенно важны и говорят о том, что «Нарышкин сад» сделался первым в нашем городе общедоступным садом, вход в который не оговаривался никакими дополнительными условиями, как это бывало прежде.
1799-1805 Усадьба австрийского посла графа Стадиона
Со смертью Нарышкина все здесь снова переменилось: его наследник стал сдавать усадьбу внаем. До 1805 года тут жил австрийский посол граф Иоганн Филипп Карл Иосиф Стадион фон Вартхаузен (1763-1824).
1805-1831 Усадьба А. А. Ралля
Новый владелец барон А. А. Ралль любил музыку и веселье не меньше Л. А. Нарышкина, а потому возобновил в своем саду былые развлечения. Но длились они лишь несколько лет: состояние барона было уже сильно расстроено. Александр Александрович (Францевич) Ралль (1756–1832) прибыл из Германии в конце 1790 года и записался иностранным купцом 1-й гильдии. Он поступил в контору придворного банкира Р. Сутерланда, проживавшего по соседству с домом, в котором Ралль поселился, и вскоре стал ее управляющим. После разорения и самоубийства патрона Ралль с компаньонами продолжил его дело и в 1800 году как придворный банкир получил титул барона. Ралль владел пятью домами в столице, двумя дачами на Каменном острове, загородным домом в Екатерингофе и несколькими имениями в губернии. На него работала суконная фабрика на Малой Охте и писчебумажная в Нарвской части. В 1817 году из-за собственной небрежности барон обанкротился. К концу жизни финансовые дела совсем расстроились и всю недвижимость пришлось заложить. (по материалам статьи Виктора Антонова, опубликованной в газете «Санкт-Петербургские ведомости» Выпуск № 115 от 26.06.2009)
1831 Усадьба А. Н. Демидова
Здание Демидовского дома призрения трудящихся
(«Демидовский дом призрения»)
(д.108, дворовый корпус)
Анатолий ИВАНОВ
Санкт-Петербургские Ведомости No 158(2308), 26 августа 2000 года

архитектор Е. И. Диммерт
1852-1853 Здание Демидовского дома призрения трудящихся (д.108, дворовые корпуса)
Перестройка дворовых флигелей и домовой церкви.
архитектор И. Д. Корсини
1897-1899, 1903 Здания Демидовского дома призрения трудящихся

По воспоминаниям посетителя портала:
«Директор школы рассказывала что при штурме Зимнего дворца кадеты подземным ходом прошли в это здание».


архитектор Г. Г. фон Голи
1966-1975 Физико-математическая школа № 239

В здание перевели физико-математическую школу № 239 (раньше в доме находилась 236 школа) располагавшуюся ранее на улице Плеханова.
В 1975 года школу перевели в здание «Анненшуле».





История в фотографии: реки Мойки наб., дом 108



Историческая справка по домам, реки Мойки наб.