1910-1912 |
Доходный дом М. П. Толстого Доходный дом графа Михаила Павловича Толстого (1845-1913) возведен на месте ранее существовавших построек по проекту крупнейшего мастера петербургского модерна Ф. И. Лидваля, который в те годы много и целеустремленно работал над художественным образом и особенно над совершенствованием планировочной структуры жилого дома. Дом на набережной, как и построенный в те же годы дом Э. Л. Нобеля. стал этапным, новаторским произведением зодчего — художника и градостроителя. В то же время это одно из лучших сооружений петербургского зодчества 1910-х годов. Проектируя дом, он исходил из конкретной градостроительной ситуации, из понимания роли здания в городском пространстве, в городском ландшафте. Это здание не просто памятник стиля модерн, как его обычно рассматривают, а прежде всего необходимый уже элемент городской среды. Лидваль показал, что и жилой дом, а не только общественное здание, может иметь решающее значение в структуре улицы.Он создал проект не просто жилого дома или комплекса, а проект архитектурно-планировочной организации большого участка, положив в его основу принцип рациональной планировки дворового пространства. Созданный Лидвалем жилой комплекс предвосхитил современные городские ансамбли, и в этом особая актуальность изучения произведения Лидваля. Лидваль создавал не только фасады и планы, но прежде всего решал комплексные задачи формирования комфортной жилой среды, насколько это было возможно в ту эпоху, когда работал зодчий; пытался увязывать градостроительные, пластические и декоративные задачи. Лидваль утверждал, что необходимы пластически более выразительные и активные архитектурные детали и элементы: эркеры, лоджии, галереи, объемы лестничных клеток; рельефная кладка, цветовые и тональные решения, выявляющие форму, сочетания офактуренных и гладких поверхностей, контрастные сопоставления. Весьма искусно Лидваль решал художественное оформление входов. В отличие от многих современных проектировщиков Ф. И. Лидваль не ухудшал образные решения тех райо..
Доходный дом графа Михаила Павловича Толстого (1845-1913) возведен на месте ранее существовавших построек по проекту крупнейшего мастера петербургского модерна Ф. И. Лидваля, который в те годы много и целеустремленно работал над художественным образом и особенно над совершенствованием планировочной структуры жилого дома. Дом на набережной, как и построенный в те же годы дом Э. Л. Нобеля. стал этапным, новаторским произведением зодчего — художника и градостроителя. В то же время это одно из лучших сооружений петербургского зодчества 1910-х годов. Проектируя дом, он исходил из конкретной градостроительной ситуации, из понимания роли здания в городском пространстве, в городском ландшафте. Это здание не просто памятник стиля модерн, как его обычно рассматривают, а прежде всего необходимый уже элемент городской среды. Лидваль показал, что и жилой дом, а не только общественное здание, может иметь решающее значение в структуре улицы.Он создал проект не просто жилого дома или комплекса, а проект архитектурно-планировочной организации большого участка, положив в его основу принцип рациональной планировки дворового пространства. Созданный Лидвалем жилой комплекс предвосхитил современные городские ансамбли, и в этом особая актуальность изучения произведения Лидваля. Лидваль создавал не только фасады и планы, но прежде всего решал комплексные задачи формирования комфортной жилой среды, насколько это было возможно в ту эпоху, когда работал зодчий; пытался увязывать градостроительные, пластические и декоративные задачи. Лидваль утверждал, что необходимы пластически более выразительные и активные архитектурные детали и элементы: эркеры, лоджии, галереи, объемы лестничных клеток; рельефная кладка, цветовые и тональные решения, выявляющие форму, сочетания офактуренных и гладких поверхностей, контрастные сопоставления. Весьма искусно Лидваль решал художественное оформление входов. В отличие от многих современных проектировщиков Ф. И. Лидваль не ухудшал образные решения тех районов и улиц города, где он строил. В то время, несмотря на иные стилевые особенности, существовали определенные принципы организации городской среды, понимание специфики города, градостроительная культура, уважение к традиции. Проблему сочетания нового и старого Лидваль всегда решал по-разному, свежо и выразительно — в этом также заключается актуальность его творчества. Трактовка масштаба, деталей, отношение к строительным, конструкционным и отделочным материалам были иными по сравнению с прежними архитектурными периодами, но противоречия не было. Постройки Лидваля, как и ряда его современников, органично вписывались в исторически сложившуюся застройку Петербурга, ибо они никогда не забывали гуманистических задач архитектуры, были художниками в самом широком понимании. Их произведения вобрали в себя очень многое из прошлых эпох петербургского зодчества, и в этом также их непреходящая ценность. Огромный шестиэтажный дом занимает длинный и узкий участок между улицей Рубинштейна. и набережной Фонтанки. Дом Толстого состоит из двух лицевых корпусов, поставленных по красной линии обеих магистралей, вплотную к соседним домам, а также двух дворовых, охватывающих периметр участка. Следует отметить, что лицевые фасады сравнительно мало выделяются из общей застройки улицы, в чем сказался такт зодчего. Обращают внимание прежде всего эффектно оформленные высокие проезды во двор - тройные «ренессансные» арки. Зато, входя во двор, посетитель невольно останавливается — уж очень неожиданна картина, представляющаяся его взору. Однотипная застройка обеих сторон дворов (а их три) образует необычайно выразительный ансамбль, который уместно назвать «улицей зодчего Лидваля» — ведь есть же улица зодчего Росси. Эта «улица» — своеобразный интерьер, парадная анфилада под открытым небом. Центр этого ансамбля — средний двор с курдонером, ориентированным перпендикулярно главной композиционной оси. Великолепна обработка фасадов, облицованных красным отделочным кирпичом, сочетающимся с тесаной путиловской плитой (пилоны) и штукатуркой стен верхних этажей. Простоте и лаконичности решения всего комплекса соответствует строгая сдержанность декора фасадов. Стены лишь в некоторых местах оживлены рельефными панно - плоскими нишами с изображениями ваз. Они носят графичный, подчеркнуто декоративный характер. С уверенным мастерством прорабатывает Лидваль все детали фасадов — подъезды, ограды, особенно входы, причем, и это чрезвычайно важно, стремится к стандартизации многих элементов, к сокращению количества типов проемов, упорядочению их размеров и конфигурации, то есть достигает большого впечатления довольно простыми средствами. Особое очарование постройке придает свойственное только Лидвалю соотношение окон и простенков, они близки по ширине. Все пластические и декоративные элементы уравновешены, во всем господствует уверенное спокойствие, соразмерность, торжественность без ложной монументальности. Лидваль внимательно разрабатывал и планировку всех корпусов, предусмотрел квартиры разной степени удобства и размеров, стремясь создать возможно лучшие бытовые условия. Он осуществлял постоянный авторский надзор, что позволило добиться точного выполнения в натуре всех деталей, высокого качества работ. Сотрудниками мастера были опытные архитекторы, унаследовавшие его богатую культуру: Д. Д. Смирнов и Р. И. Китнер, представитель славной династии зодчих, впоследствии видный ленинградский архитектор.
архитектор Ф. И. Лидваль
|
Исаченко В. «По улице Рубинштейна». «Вечерний Ленинград»; май-июнь 1990 года
Добавил: GradPetra |