реки Фонтанки наб., д. 16 ⇒ Центральный р-н

История объекта: реки Фонтанки наб., дом 16



дата события историческая справка источник

набережная реки Фонтанки, дом 16. Фасад здания Санкт-Петербургского городского суда. Фото 20 октября 2016 года.Сквозной, расположенный «коленом» участок издавна составлял единое владение с современным домом 9 по улице Пестеля.


Конец
XVIII века
Участок Талызиных - Дом И. А. Остермана
Часть участка со стороны Фонтанки принадлежала Лукьяну Ивановичу Талызину, а затем перешла к его сестре Александре Ивановне (1745-1793), которая была замужем за Иваном Андреевичем Остерманом (1725-1811), занимавшим при Павле I пост государственного канцлера. Он и построил здесь ныне существующий дом с хозяйственными службами и садом.
1806 Императорский военно-сиротский дом для девиц
Усадьбу продали за 100 тысяч рублей Императорскому военно-сиротскому дому для девиц (позднее - Павловский институт). Для этого заведения казной был дополнительно приобретен участок со стороны Пантелеймоновской улицы, где разместился обслуживающий персонал.
1816 Дом A. Я. Лобанова-Ростовского
В 1816 году сиротский дом переехал на другое место, а его участок площадью 1527 квадратных сажен купил у казны за 225 тысяч рублей князь Александр Яковлевич Лобанов-Ростовский (1788-1866) — коллекционер, историк и переводчик. Будучи одним из богатейших людей России, князь, видимо, не удовлетворился столь «скромным» приобретением и уже в следующем году поручил молодому архитектору О. Монферрану построить ему огромный дом-дворец на Адмиралтейской площади («дом со львами»). Примечание редакции: А. Я. Лобанов-Ростовский - дальний родственник Талызиных. Л. И. Талызин был женат на Прасковье Ивановне Лобановой-Ростовской, сестре отца Александра Яковлевича.
1819 Дом B. П. Кочубея
Лобанов-Ростовский продал участок графу Виктору Павловичу Кочубею (1768-1834), для которого Монферран перестроил старый особняк, сохранив скромную обработку фасада, но пышно украсив его интерьеры. Новый владелец особняка был правнуком того самого Кочубея, о котором Пушкин писал в поэме «Полтава»: «Богат и славен Кочубей, его луга необозримы...» Виктор Павлович Кочубей в молодые годы близко сошелся с наследником престола Александром Павловичем, а когда тот стал императором, вошел в созданный им Неофициальный комитет, занимавшийся разработкой проектов государственных реформ. Одновременно он управлял Коллегией иностранных дел, а в 1802 году стал министром внутренних дел. При Николае I Кочубей занимал посты председателя Государственного совета и Комитета министров, но ни на одном из них не блистал талантом политического деятеля. Пушкин так охарактеризовал его: «Ничтожный человек. Но такова бедность России в государственных людях, что и Кочубея некем заменить». В доме Кочубея устраивались великосветские балы, на которых царили благопристойность и скука. В обществе было модно поругивать подобные сборища, но мало кто отказывался посещать их, пленяясь роскошью обстановки и красотой нарядных дам или просто отдавая дань светским обычаям. Примечание редакции: В 1810-х годах граф жил в доме Лазаревых. В 1820 году В. П. Кочубей приобрел дачу на Аптекарском острове.
архитектор О. Монферран
1830-е Квартира Н. К. Загряжской
В особняке своего зятя князя Кочубея жила двоюродная бабка Натальи Николаевны Пушкиной Наталья Кирилловна Загряжская (1747-1837). Загряжская пользовалась большим почетом и влиянием в свете. Дед ее был простым казаком, отец, Кирилл Разумовский, стал гетманом Украины и президентом Российской Академии наук, а сама она состояла при дворе пяти императоров, имела звание кавалерственной дамы. Даже Николай I опасался ее грозного нрава. Новый 1834 год Пушкины, снимавшие жилье неподалеку, встретили на квартире Загряжской. Поэт не раз по-соседски бывал у Загряжской, сохранившей в глубокой старости прекрасную память и живую речь, и любил расспрашивать ее о минувшем. Он даже собирался издать записанные со слов Загряжской «анекдоты» о Потемкине. По словам П. А. Вяземского, Пушкин «ловил в ней отголоски поколений и общества, которые уже сошли с лица земли». После выхода в свет в феврале 1834 года повести «Пиковая дама» кое-кто узнал Загряжскую в образе старой графини. (Правда, прототипом этой героини пушкинской повести многие склонны считать «усатую княгиню» Н. П. Голицыну, но, несомненно, это был собирательный образ, отразивший отдельные черты целого ряда великосветских старух). Реальная Наталья Кирилловна была гораздо симпатичнее этого литературного персонажа. Властность не терпящей возражений натуры сочеталась в ней с добросердечием, заставлявшим ее постоянно о ком-нибудь хлопотать, и с простодушной беспечностью, когда речь шла о ее собственных денежных делах. В свете забавлялись причудами девяностолетней старухи, которая так боялась смерти, что запрещала кучеру ездить мимо Александровской колонны: «неравно повалится и задавит».
1838-1880 «Третье отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии»
В приобретенный казной дом Кочубея в 1838 году переехало из дома Таля «Третье отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии» и находилось там весь остальной период своего существования. Учрежденное Николаем I для искоренения «крамолы», «Третье отделение» — это орган политического сыска и следствия, обладавший широкими полномочиями. Главными его задачами были обеспечение безопасности самодержавного строя от посягательств внешних и внутренних врагов, под которыми подразумевались в первую очередь революционеры, борьба с крестьянским движением, должностными преступлениями, расколом и сектантством, рассмотрение прошений и жалоб (в том числе крестьян на притеснения и жестокость помещиков), цензура периодических изданий и произведений литературы и искусства и вообще «наблюдение за мнением общим и духом народным». Исполнительным органом Третьего отделения являлся корпус жандармов, команды которого были расквартированы по всем губерниям. В своей деятельности по выявлению инакомыслящих жандармы опирались на широкую сеть тайных осведомителей, не брезговали собиранием всевозможных слухов и перлюстрацией писем. В народе этот дом вскоре привыкли связывать с располагавшимся поблизости Пантелеймоновским цепным мостом, говорили о нем не иначе как с опаской и недоброжелательством. Об этом свидетельствуют строки из популярной некогда эпиграммы: «Всыплют в назидание так ударов до ста — будешь помнить здание у цепного моста». «Праведный суд» вершился в помещениях, расположенных во дворе. Здесь, на обширной внутриквартальной территории, кроме канцелярии, размещались архив, жандармские казармы, каретники, сараи, конюшни и прочие службы. Была здесь и тюрьма, в которой арестованные содержались во время следствия. «Государственных преступников» обычно доставляли через ворота на Пантелеймоновской улице. Дом на Фонтанке был предоставлен под квартиру начальника Третьего отделения и шефа корпуса жандармов. Многим прогрессивно мыслящим людям России довелось ощутить на себе тя..
Смотреть весь текст.
Декабрь 1840 «Третье отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии»
В «Третье отделение» был доставлен, а затем выслан из Петербурга за «распространение вредных слухов» молодой Александр Иванович Герцен (1812-1870) (жандармы вскрыли его письмо, где он пересказывал известную всему городу историю о полицейском, грабившем и убивавшем прохожих). В книге «Былое и думы» Герцен оставил интересное описание этого грозного учреждения и его главных деятелей. В частности, он вспоминал: «Проехали мы цепной мост, Летний сад и завернули в бывший дом Кочубея; там во флигеле помещалась светская инквизиция, учрежденная Николаем; не всегда люди, входившие в задние ворота, перед которыми мы остановились, выходили, то есть может и выходили, но для того, чтобы потеряться в Сибири, погибнуть в Алексеевском равелине. Шли мы всякими дворами и двориками и дошли, наконец, до канцелярии...»
17 апреля
-30 мая 1847
«Третье отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии»
В тюрьме «Третьего отделения» находился в заточении за участие в тайном Кирилло-Мефодиевском братстве Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861). За это время он написал стихотворный цикл «В каземате».
22 апреля 1849 «Третье отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии»
Сюда были доставлены арестованные в ночь с 22 на 23 апреля 1849 года участники кружка М. В. Буташевича — Петрашевского, и среди них — Федор Михайлович Достоевский (1821-1881). Отсюда через два дня петрашевцев перевезли в Петропавловскую крепость.
1868-1875 Комплекс зданий Главного управления корпуса жандармов («Третьего отделения»)
Реконструкция и расширение.
архитектор Н. Ф. фон Брюлло
1880 Департамент полиции Министерства внутренних дел
Стремясь любыми способами погасить нараставшее в обществе недовольство, Александр II реорганизовал ставшее одиозным Третье отделение в департамент полиции Министерства внутренних дел. Однако фактически это была лишь смена вывески. С развитием революционного движения рос и направленный на его подавление карательный аппарат. После Февральской революции департамент полиции прекратил свое существование.
Март 1881 Департамент полиции Министерства внутренних дел
В застенках департамента полиции в камере № 2 ожидал смертного приговора за участие в убийстве Александра II народник Николай Иванович Кибальчич (1853-1881). Здесь он создал проект первого в мире реактивного летательного аппарата, но жандармы на многие годы похоронили его идею в своем архиве.
1890-1892, 1900 Здание департамента полиции и Дом министра внутренних дел (д.16, лицевой, двор. корп.)
Перестройка и расширение. В 1890-1892 годах академик архитектуры Р. Р. Марфельд выстроил здание для департамента полиции. (по материалам книги «Улица Пестеля (Пантелеймоновская)». Е. 3. Куферштейн, К. М. Борисов, О. Е. Рубинчик, Тов-во «Свеча» Ленинград 1991 год, стр. 40)
архитектор Р. Р. Марфельд
1917 К началу 1917 года здесь находилось девять делопроизводств, особый отдел, центральный справочный алфавит, редакция «Полицейского вестника», музей полиции и другие подразделения.
1923 Петроградский губернский суд - Областные юридические курсы
С 1923 года в доме на Фонтанке приступил к работе Петроградский губернский суд. Здесь же находился криминологический кабинет, в работе которого большую помощь оказывал известный юрист и общественный деятель А. Ф. Кони, а также Областные юридические курсы, готовившие юридические кадры из выдвиженцев с производства.
1956 Ленинградские городской и областной суды

набережная реки Фонтанки, дом 16. Фасад здания Санкт-Петербургского городского суда. Фото 20 октября 2016 года.С 1956 года это здание занимают Ленинградские городской и областной суды.


5 апреля 2003 Открытие мемориальной доски П.А. Столыпину






Архитектор: Т. Милорадович,
скульптор: Г. Ястребенецкий


История в фотографии: реки Фонтанки наб., дом 16



Историческая справка по домам, реки Фонтанки наб.