1928 |
«Кировский» универмаг Смелая композиция, контрастное сочетание объёмов, сложный ритм остеклённых поверхностей выделяет это сооружение в истории советской архитектуры 1920-х годов. Новаторским было назначение здания, в котором совмещались универсальный магазин и комбинат общественного питания нового типа фабрика-кухня.
архитекторы А. К. Барутчев, И. А. Гильтер, И. А. Меерзон, Я. О. Рубанчик
|
«Ленинград» путеводитель. Второе издание. Составители: Витязева В.А. Кириков Б.М. Лениздат 1986 г. стр. 298
Добавил: GradPetra |
1929-1930 |
универмаг «Кировский»
ФАБРИКА-КУХНЯ И КИРОВСКИЙ УНИВЕРМАГ. Памятник архитектуры конструктивистского периода. План здания в соответствии с функциональным назначением асимметричен, что придает его облику выразительность и остроту.
архитекторы А. К. Барутчев, А. И. Гильтер, И. А. Меерзон, Д. О. Рубанчик, инж. А. Г. Джорогов
|
«АРХИТЕКТУРНЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЛЕНИНГРАДУ» под редакцией Пилявского В.И. Изд-во литературы по строительству 1971 г. стр. 275
Добавил: GradPetra |
1929-1931 |
Универмаг и фабрика-кухня Кировского района Торговый центр («Дом кооперации») совмещался в этом полифункциональном сооружении с «гигантом общественного питания», который обслуживал предприятия и население крупнейшего промышленного района — Московско-Нарвского. Здание возводилось в годы высшего расцвета конструктивизма и укрепления строительной базы. Поэтому здесь достигнуто единство функциональных, технических и эстетических новаций. Конструктивную основу составляет монолитный железобетонный каркас. По архитектурному решению здание принадлежит к лучшим, наиболее законченным и отточенным образцам зрелого конструктивизма. Принципы функционального метода естественно сочетаются в нем с заостренностью формальных приемов. Авторами этого сооружения были молодые архитекторы Армен Барутчев, Исидор Гильтер, Иосиф Меерзон и Яков Рубанчик. Работа над проектами районных фабрик-кухонь началась в 1928 году и велась совместно со специалистами пищевой промышленности. Предприятия общественного питания нового типа должны были обеспечить массовое производство готовых обедов и полуфабрикатов. Самая крупная фабрика-кухня на площади Стачек открылась осенью 1930 года, универмаг — весной 1931 года. Здание спланировано в форме каре с двумя внутренними дворами. Корпус, обращенный на площадь, занимает универмаг, в глубине находится производственная зона, столовые залы выходят в зеленый сквер. Механизированный процесс приготовления пищи проходил по замкнутому кольцу. Продуманная функциональная программа позволяла избежать пересечений производственного цикла и потоков людей.В смелой, полной динамизма композиции воплощены не только протекающие в здании процессы, но и бурная динамика обновленной жизни тех лет. Здесь раскрыт богатый спектр выразительных средств конструктивизма: свободные сочетания крупных форм, резкая асимметрия частей, форсированный ритм горизонталей и вертикалей, столкновения и всечения прямоугольных и округлых объемов, контрасты глухих бетонных и прозрачных стеклянных поверхностей, разнообразие типов окон. Все эти особенн..
Торговый центр («Дом кооперации») совмещался в этом полифункциональном сооружении с «гигантом общественного питания», который обслуживал предприятия и население крупнейшего промышленного района — Московско-Нарвского. Здание возводилось в годы высшего расцвета конструктивизма и укрепления строительной базы. Поэтому здесь достигнуто единство функциональных, технических и эстетических новаций. Конструктивную основу составляет монолитный железобетонный каркас. По архитектурному решению здание принадлежит к лучшим, наиболее законченным и отточенным образцам зрелого конструктивизма. Принципы функционального метода естественно сочетаются в нем с заостренностью формальных приемов. Авторами этого сооружения были молодые архитекторы Армен Барутчев, Исидор Гильтер, Иосиф Меерзон и Яков Рубанчик. Работа над проектами районных фабрик-кухонь началась в 1928 году и велась совместно со специалистами пищевой промышленности. Предприятия общественного питания нового типа должны были обеспечить массовое производство готовых обедов и полуфабрикатов. Самая крупная фабрика-кухня на площади Стачек открылась осенью 1930 года, универмаг — весной 1931 года. Здание спланировано в форме каре с двумя внутренними дворами. Корпус, обращенный на площадь, занимает универмаг, в глубине находится производственная зона, столовые залы выходят в зеленый сквер. Механизированный процесс приготовления пищи проходил по замкнутому кольцу. Продуманная функциональная программа позволяла избежать пересечений производственного цикла и потоков людей. В смелой, полной динамизма композиции воплощены не только протекающие в здании процессы, но и бурная динамика обновленной жизни тех лет. Здесь раскрыт богатый спектр выразительных средств конструктивизма: свободные сочетания крупных форм, резкая асимметрия частей, форсированный ритм горизонталей и вертикалей, столкновения и всечения прямоугольных и округлых объемов, контрасты глухих бетонных и прозрачных стеклянных поверхностей, разнообразие типов окон. Все эти особенности ясно выражают внутреннюю структуру и в то же время подчеркивают самоценность образной экспрессии. Каркасные конструкции решительно выявлены и во внешнем облике, и в интерьерах, где они являются главным компонентом организации пространства. Корпус универмага выделяется огромными поверхностями остекления. Средняя часть главного фасада заглублена, и в эту широкую лоджию заключен сплошной ряд стеклянных эркеров-витрин, играющих на свету своими гранями. Боковые массивы связаны на уровне третьего этажа длинным «мостом» с непрерывным ленточным окном. Этот протяженный горизонтальный объем будто нарочито противопоставлен вертикалям фасада Дворца культуры. Слева он перегибается через угол здания, а справа врастает в повышенный массив, который неожиданно округляется, врезаясь плавным изгибом в глухую стену. Тем самым акцентируется взаимопереходность элементов композиции. Любопытно, что мягкое скругление правого объема с лежачими щелевидными окнами напоминает о приемах «Амстердамской школы». Боковые торцы универмага раскрыты гигантскими витражами лестниц — будто из бетонных блоков вырезаны высокие прямоугольники. Криволинейные части дополняют и смягчают жесткую геометрию прямоугольных форм. На северном фасаде выступает полукругом двухъярусный объем столовых залов. На плоской крыше универмага и северного корпуса были сооружены легкие открытые галереи для обедов в теплое время года. Впоследствии они были застроены, что заметно нарушило четкость силуэта здания с перепадами высот и уничтожило ажурную воздушность его завершения.
архитекторы Л. К. Барутчев, И. А. Гильтер, И. А. Меерзон, Я. О. Рубанчик, главный инженер строительства А. Г. Джорогов
|
Б. М. Кириков М. С. Штиглиц «АРХИТЕКТУРА ЛЕНИНГРАДСКОГО АВАНГАРДА» Путеводитель СПб 2008 стр. 104-108
Добавил: GradPetra |