|
Собор Казанской иконы Божией Матери
|
Добавил: GradPetra
|
1733-1737 |
Церковь Рождества Богородицы Вдоль красной линии Невского проспекта, в Переведенской слободе, располагавшейся в XVIII веке в глубине, позади будущего храма, была возведена церковь Рождества Богородицы. Авторство проекта церкви часто приписывается М. Г. Земцову, но возможно, что к нему был причастен И. Я. Бланк, руководивший строительством. Трехнефный храм базиликального (зального) типа завершался мощным восьмигранным барабаном с куполом и высокой колокольней со шпилем. Фасады членились пилястрами, окна обрамляли наличники сложного рисунка. По общей схеме сооружение в стиле раннего барокко напоминало Петропавловский собор. Церковь служила главной вертикальной доминантой проспекта, ее колокольня перекликалась с новой башней Адмиралтейства. В церкви венчались Анна Леопольдовна с герцогом Антоном Ульрихом (1739 г.), будущие императоры Петр III и Екатерина II (1745 г.), Павел I и Наталья Алексеевна (1773 г.). Здесь Екатерина II была провозглашена императрицей. С 1740-х годов от храма начинался общегородской крестный ход.В храме хранилась самая чтимая в столице чудотворная икона Казанской Божией Матери. Чудотворная икона Божией Матери Казанской есть третий, по историческим событиям прославленный, список Казанской иконы, если за первый считать саму древнюю икону, по видению чудесно обретенную в Казани в ХVI веке. В честь этой последней был тогда повелением Иоанна Грозного устроен в Казани женский Богородицкий монастырь, представляющий там и доныне одно из главных священных мест города. Со списком этой первоначальной иконы шел в 1612 году князь Пожарский со своим ополчением на освобождение Москвы, и, когда 22 октября взята была первая часть укрепленной столицы — Китай-город, — полководец дал обет построить в память этого храм. В этом-то построенном храме — малом по своим размерам Московском Казанском Соборе на углу Красной Площади и Никольской улицы — и поставлен 2-й список иконы, связанный таким образом со славою исходных событий 1612 года. Оба эти списка небольших размеров.Третий список — Петербургск..
Вдоль красной линии Невского проспекта, в Переведенской слободе, располагавшейся в XVIII веке в глубине, позади будущего храма, была возведена церковь Рождества Богородицы. Авторство проекта церкви часто приписывается М. Г. Земцову, но возможно, что к нему был причастен И. Я. Бланк, руководивший строительством. Трехнефный храм базиликального (зального) типа завершался мощным восьмигранным барабаном с куполом и высокой колокольней со шпилем. Фасады членились пилястрами, окна обрамляли наличники сложного рисунка. По общей схеме сооружение в стиле раннего барокко напоминало Петропавловский собор. Церковь служила главной вертикальной доминантой проспекта, ее колокольня перекликалась с новой башней Адмиралтейства. В церкви венчались Анна Леопольдовна с герцогом Антоном Ульрихом (1739 г.), будущие императоры Петр III и Екатерина II (1745 г.), Павел I и Наталья Алексеевна (1773 г.). Здесь Екатерина II была провозглашена императрицей. С 1740-х годов от храма начинался общегородской крестный ход.В храме хранилась самая чтимая в столице чудотворная икона Казанской Божией Матери.
Чудотворная икона Божией Матери Казанской есть третий, по историческим событиям прославленный, список Казанской иконы, если за первый считать саму древнюю икону, по видению чудесно обретенную в Казани в ХVI веке. В честь этой последней был тогда повелением Иоанна Грозного устроен в Казани женский Богородицкий монастырь, представляющий там и доныне одно из главных священных мест города. Со списком этой первоначальной иконы шел в 1612 году князь Пожарский со своим ополчением на освобождение Москвы, и, когда 22 октября взята была первая часть укрепленной столицы — Китай-город, — полководец дал обет построить в память этого храм. В этом-то построенном храме — малом по своим размерам Московском Казанском Соборе на углу Красной Площади и Никольской улицы — и поставлен 2-й список иконы, связанный таким образом со славою исходных событий 1612 года. Оба эти списка небольших размеров. Третий список — Петербургский. Он более чем вдвойне превосходит список первоначальный, как в вышину, так и в ширину, и лик изображения на нем несколько больше размера человеческого лица. Когда именно был сделан этот список, с точностью неизвестно, только по древнейшему о нем документу, он связывается с именем царицы Прасковьи Феодоровны, участвовавшей, как там сказано, в его написании и украшении. Царица переехала жить из Москвы в Петербург в 1708 году и привезла с собой икону. В 1710-м уже обозначена...на современной Большой Посадской улице Казанская часовня в «светличке»; а в ближайшие годы для Казанской иконы была построена там же и церковь. Но наскоро построенная церковь быстро обветшала; надо было строить новую. Дочь царицы Прасковьи Феодоровны Анна Иоанновна, вступив на престол, пожелала построить для близкой ей по воспоминаниям иконы большой храм, который был при ней заложен и выстроен. Видом он походил на теперешнюю Симеоновскую церковь, только был выше. Ко дню освящения храма Государыня пожертвовала на икону новую золотую ризу. От иконы церковь стала называться Казанскою, и Императрица Елизавета Петровна переименовала ее в Собор. (по материалам церковно-исторического очерка Е. А. Лебедевой «Петроград и его святыни» (рукопись 1916 года), изд-во «САТИСЪ»; «Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», стр. 19-21)
архитекторы М. Г. Земцов (?), И. Я. Бланк (?)
|
«Невский проспект. Дом за домом». 2-е изд., испр. Кириков Б.М., Кирикова Л.А., Петрова О.В. ЗАО «Центрполиграф»: ООО «МиМ-Дельта», Москва-СПб, 2006 год стр. 91-92
Добавил: GradPetra |
1799-1800 |
Был проведен конкурс на проект нового соборного храма с участием Ч. Камерона, П. Гонзага и Ж. Ф. Тома де Томона. По требованию Павла I здание должно было напоминать римский собор Святого Петра с его круговой колоннадой. При поддержке хозяина Строгановского дворца графа А. С. Строганова, ответственного за строительство, работы были поручены А. Н. Воронихину. В его проекте, утвержденном в конце 1800 года, отразились влияние римского прототипа, произведений парижских архитекторов и проектов русского зодчего В. И. Баженова.
|
«Невский проспект. Дом за домом». 2-е изд., испр. Кириков Б.М., Кирикова Л.А., Петрова О.В. ЗАО «Центрполиграф»: ООО «МиМ-Дельта», Москва-СПб, 2006 год стр. 92
Добавил: GradPetra |
27 августа 1801 |
Собор Казанской иконы Божией Матери Император Павел I, которому принадлежала мысль о построении нынешнего Казанского Собора, заложить его не успел. Торжество закладки 27 августа 1801 года совершил уже Император Александр I. Казанский Собор отстроен был в 10 лет.
|
Е. А. Лебедева. «Петроград и его святыни». Церковно-исторический очерк (рукопись 1916 года); Изд-во «САТИСЪ»; «Русско-Балтийский информационный центр «Блиц» стр. 21
Добавил: GradPetra |
1810-1811 |
Церковь Рождества Богородицы Каменная церковь М. Г. Земцова была разобрана при строительстве нового храма.
|
«Историческая застройка Санкт-Петербурга». Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, культурную ценность. Справочник. Под редакцией Кирикова Б.М. «Альт-Софт» 2001 стр. 394
Добавил: GradPetra |
15 сентября 1811 |
Собор Казанской иконы Божией Матери 15 сентября 1811 года, в день празднования коронации Александра I состоялось освящение нового храма. До открытия Исаакиевского собора Казанский был кафедральным собором столицы. В нем молились все российские императоры — от Александра I до Николая II. Воронихин, который в годы строительства собора жил в соседнем доме, создал один из величайших шедевров петербургского зодчества. С него начался период высокого классицизма. Достойно замечания, что по построению и украшению собора работали исключительно русские силы — заграничных заказов не было. Храм, имеющий в плане форму латинского креста, расположен в глубине площади. Для колонн и облицовки стен использован пудостский изжелта-серый известняк, сходный с камнем римского собора Святого Петра. Главный вход, согласно канону, ориентирован на запад.Грандиозная дугообразная колоннада коринфского ордера примыкает к асимметричной продольной стороне здания, обращенной к Невскому. Между ее крыльями, охватывающими пространство площади - большой портик северного входа, через который обычно попадают в храм; портики украшают входы и с западной и южной сторон. Сама колоннада превращена в главный фасад, ее боковые порталы служили проездами. Всех колонн снаружи собора 136. Незадолго до завершения строительства Воронихин предлагал повторить дуговую колоннаду с противоположной стороны и поставить на ее концах литые изваяния ангелов, но смерть его покровителя, графа А. С. Строганова, помешала выполнению плана.Изящный купол, несмотря на свои большие размеры (общей высотой 72 метра), замечателен впечатлением легкости и дает много света. В длину собор с алтарем «34 сажени с лишком» (примерно 72, 5 м); в ширину от дверей к дверям «без малого 27 сажен» (примерно 57, 5 м). Алтарем храм выходит на канал Грибоедова, и северо-восточное крыло колоннады совсем упирается в последний. ..
15 сентября 1811 года, в день празднования коронации Александра I состоялось освящение нового храма. До открытия Исаакиевского собора Казанский был кафедральным собором столицы. В нем молились все российские императоры — от Александра I до Николая II. Воронихин, который в годы строительства собора жил в соседнем доме, создал один из величайших шедевров петербургского зодчества. С него начался период высокого классицизма. Достойно замечания, что по построению и украшению собора работали исключительно русские силы — заграничных заказов не было. Храм, имеющий в плане форму латинского креста, расположен в глубине площади. Для колонн и облицовки стен использован пудостский изжелта-серый известняк, сходный с камнем римского собора Святого Петра. Главный вход, согласно канону, ориентирован на запад. Грандиозная дугообразная колоннада коринфского ордера примыкает к асимметричной продольной стороне здания, обращенной к Невскому. Между ее крыльями, охватывающими пространство площади - большой портик северного входа, через который обычно попадают в храм; портики украшают входы и с западной и южной сторон. Сама колоннада превращена в главный фасад, ее боковые порталы служили проездами. Всех колонн снаружи собора 136. Незадолго до завершения строительства Воронихин предлагал повторить дуговую колоннаду с противоположной стороны и поставить на ее концах литые изваяния ангелов, но смерть его покровителя, графа А. С. Строганова, помешала выполнению плана. Изящный купол, несмотря на свои большие размеры (общей высотой 72 метра), замечателен впечатлением легкости и дает много света. В длину собор с алтарем «34 сажени с лишком» (примерно 72, 5 м); в ширину от дверей к дверям «без малого 27 сажен» (примерно 57, 5 м). Алтарем храм выходит на канал Грибоедова, и северо-восточное крыло колоннады совсем упирается в последний. Ввиду такой близости воды при постройке здания под один собор, помимо колоннады, вбит был целый лес свай — свыше 18 000. С востока на алтарной стене больших размеров Казанская икона Богоматери, изображенная без ризы; перед нею лампада. В композиции храма достигнут высокий синтез архитектуры и скульптуры. Рельефы и статуи созданы И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым, С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским. Кругом над входами и портиками — золоченые надписи, относящиеся или к Пресвятой Богородице, или ко входу верующих в храм. В верхних частях соборных стен помещены барельефы главным образом из событий, касающихся Богоматери; барельефы и вверху пролетов; на фронтоне северного портика большое бронзовое вызолоченное сияние. По обе стороны северного входа, в стенных нишах, стоят по два художественных бронзовых изваяния — слева святой Андрей Первозванный и равноапостольный князь Владимир, справа — святой Иоанн Креститель и святой Александр Невский; Иоанн Креститель работы особенно известного художника Мартоса. Такие же ниши изготовлены под портиками входов западного и южного, но так и остались незаполненными. Северные двери отлиты по образцу «Райских дверей» на флорентийском Баптистерии - произведения знаменитого скульптора XV века Лоренцо Гиберти. Они украшены десятью барельефными изображениями из событий ветхозаветной истории.
Торжественное величие трехнефного внутреннего пространства подчеркивают 56 гранитных колонн коринфского ордера, не считая соответственных им стенных пилястров. Для общего впечатления от собора внутри, лучше всего войти в западные двери от Казанской улицы, или, войдя с Невского, пройти к западной стене: узорная колоннада стройных гранитных колонн, увенчанных богатыми светло-бронзовыми капителями, удивительно прекрасна; свод ее потолка пестреет изящными серебристыми розетками в шестиугольных гнездах; под ним, выступая на нежных завитках, проходит изящный золоченый карниз, а под ним кайма двутонного рисунка — альфреско — подражание барельефу. Вначале тут были лепные украшения, но вскоре после освящения Собора в одном месте упал громадный кусок штукатурки, и тогда все лепное было отбито и заменено этой стенописью. Колоннада прерывается столбищем купола, кончаясь за куполом в алтаре. Так же точно построена и поперечная колоннада, от северных дверей к южным, но она, как короткая, не имеет уже такой удивительной перспективы. За алтарем узорный потолок замыкается полусводом алтарной ниши, и на последнем громадное в золотом фоне изображение «Тайной Вечери» кисти художника Безсонова. В основании таких же полусводов над южными и северными дверями храма широкие барельефы — «Взятие Христа воинами» и «Несение Креста», — единственное, что уцелело из лепных изображений. В западном своем конце вверху колоннада несет поперек себя золоченую решетку высоких хор. Купол Собора замечателен. Нижнее кольцо его, под окнами, расписано тоже альфреско под барельефы восьмью большими картинами, обнимающими домостроительство нашего спасения — от Рождества Христова через Вход Господень в Иерусалим и Страсти к Воскресению и Вознесению. Выше же, над окнами, купол является двойным: внутренний расписан двутонным рисунком в соответствие потолку и не сомкнут наверху, а через круг его выреза виден внешний купол, и на дне последнего золотое на голубом фоне сияние со словом «Бог» посреди. Прежде здесь было изображение Пресвятой Троицы и Увенчания Богоматери художника Шебуева, но оно погибло, когда отбивали штукатурку после обвала. Верхи столбищ под куполом носят изображения святых Евангелистов на золотом фоне, тоже заменивших прежнюю лепную работу. Из глубины купола свешивается огромная бронзовая люстра в 180 свечей. Полный свой вид она имела до устройства в ней электрического освещения, когда на подсвечниках лежали еще большие плоские розетки (вероятно, оказавшиеся узкими для электрических проводов) — все вместе тогда являло вид как бы изящной древесной купы с листами, ветвями и чашечками цветов, из которых вырастали свечи. Всего люстр в Соборе с малыми, помещающимися между колонн — двадцать две. Кроме них под большие праздники бывает эффектно освещен купол кольцом частых электрических свеч; тогда же сокрытые электрические лампочки зажигаются по дуге вокруг «Тайной Вечери» и по углам карнизов над алтарем.
Чудотворная Икона Казанской Божией Матери была перенесена во вновь построенный Казанский собор. Благоговение и любовь народная к этой святыне сказались, помимо прочего, и в обилии жертвованных на нее дорогих приношений: золотая риза играет переливами драгоценных камней, и стоимость ее к 1 ноября 1894 года исчислялась в 54 561 руб.; но вслед за этим поступило пожертвование бриллиантов еще на 4 000 руб., так что ценность ее ныне (1916 год (прим. ред.)), вероятно, превзошла и 60 000 руб. Икона обрамлена десятью малыми изображениями истории нахождения в Казани первоначального списка.
По живописному украшению Собора работали лучшие в свое время художники - В. Л. Боровиковский, Г. И. Угрюмов, О. А. Кипренский, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, К. П. Брюллов, П. В. Басин, Ф. А. Бруни. Из них на первом месте надо назвать нежную кисть Боровиковского, написавшего иконы «Благовещения» и «святых Евангелистов» для царских врат. Боровиковскому принадлежат еще художественные иконы во весь рост — преподобного Антония и Феодосия Печерских и святой великомученницы Екатерины на правом и левом передних купольных столбищах и святых Константина и Елены на задних. Удачные копии с этих икон помещены в ряду местных образов правого и левого приделов. Соответственная с Казанской местная икона Спасителя перенесена из первоначальной Рождество-Богородицкой церкви. Рядом с нею — художественная по выполнению икона Рождества Пресвятой Богородицы Егорова. Из других отмечают стоящую Богоматерь Кипренского; хороши святые Архангелы Михаил и Гавриил на южных и северных вратах работы Угрюмова. Прочие святые иконы за клиросами изображают святых, имена коих носили Государи и лица Царствующего Дома — святые Анна, Елизавета, Александр Невский, Константин Великий, святые апостолы Павел, Петр, Николай Угодник, святые Ольга и царица Александра. Верхние ряды всех иконостасов представляли или евангельские события, или события из жизни Пресвятой Богородицы. Запрестольными иконами в главном алтаре были прежде громадные иконы Богоматери Нерушимой Стены и рядом с нею святых Иоанна Богослова и Иоанна Крестителя; потом все они были заменены, и первые две из них поставлены запрестольными в правый и левый приделы. В середине храма на внутренней стороне подкупольных столпов помещались большие художественные иконы работы Шебуева — святой Василий Великий, коленопреклоненный, совершающий литургию; святой Григорий Богослов таковой же, молящийся перед алтарем; и святой Иоанн Златоуст на кафедре — у подножия ее народ и бесноватый отрок, исцеленный им. У подножия иконы — кафедра для соборной проповеди. В соответствие кафедре у противоположного купольного столпа — царское место, выполненное мрамором и украшенное бархатной драпировкой с шитыми орлами; наверху надпись: «Сердце Царево в руце Божий». На солее на аналоях стояли — с южной стороны киот с частицами святых мощей, с северной — старинная, украшенная жемчугами небольшая икона Божьей Матери Казанской. Хоругви у клиросов неподвижные, серебряные чеканной работы; они закруглены сводом в соответствии иконостасу; в них Крещение и Воскресение Господа, а на обратной стороне иконы Казанская и Знамения, держимые на воздухе. Одной из святынь правого придела у южного входа являлась Ченстоховская икона Богоматери, присланная в дар Собору фельдмаршалом Кутузовым с его похода; она помещалась за левым клиросом на северном выступе стены придела. Местным Богородичным образом южного иконостаса является старинная икона Рождества Пресвятой Богородицы — храмовая первоначальной Рождество-Богородицкой церкви. Во имя этого праздника и освящен правый придел, являющийся как бы носителем прошлой истории Собора. На престоле его — дарохранительница, пожертвованная ко дню освящения прежней церкви Императрицей Анной Иоанновной; а на задней, западной стене была вделана мраморная доска, относящаяся к закладке прежней церкви в ее царствование. Рядом с местным образом Спасителя — икона святого Иоанна Богослова старца, — так как в прежней церкви был придел во имя его. Обе иконы в золоченых ризах. Слева — иконы святой Марии Магдалины и преподобного Сергия живописные; на диаконских вратах святые архидиаконы Лаврентий и Стефан, — все художественной кисти. Иконы в царских вратах принадлежали прежде все художнику Безсонову, но по несколько грубому замыслу в типах ликов Благовещения его работа позднее была заменена Благовещением работы супруги художника И. К. Макарова. Поодаль от правого клироса стоит у стены больших размеров хоругвь Славянского Благотворительного Общества с прекрасным изображением святых Кирилла и Мефодия на парчевом золотом фоне. Левый придел был освящен во имя преподобных Антония и Феодосия Киевопечерских (память 10 июля и 3 мая). В соответствие их местной иконе; слева в иконостасе икона преподобных Савватия и Зосимы Соловецких. За правым клиросом Святитель Митрофан Воронежский. У выходных дверей — большая икона Богоматери Вратарницы. Кроме упомянутых уже Богородичных икон и копий с иконы Казанской, в Соборе имелись иконы Пресвятой Богородицы на аналоях, стенах и подкупольных столпах — Тихвинские, Утоли моя Печали, Всех Скорбящих Радости, Иверская, Федоровская (последние две насупротив Ченстоховской в правом приделе), Святителя Николая Чудотворца на столпе сзади кафедры, и другие. Были в Соборе и иконы всех новоявленных чудотворцев.
Ризница Собора обладала многими драгоценностями и историческими достопримечательностями: потир золотой с алмазами и рубинами, с ручкой из мамонтовой кости, выточенной самой жертвовательницей — Императрицей Марией Федоровной; к потиру золотая лжица с вставленным розовым аметистом; великолепные по работе сосуды, дар Александра I, и другие; серебряные, вызолоченные венцы, пожертвованные Анной Иоанновной; в них совершилось бракосочетания Петра III с Екатериной II и Павла I с его первою супругою; кадило большого размера, весом в 2 1/2 фунта, времени обоих первых Государей Дома Романовых; дорогие и по ценности, и по старине облачения, одни — из времен Елизаветы Петровны.
Главный алтарь Собора праздновал дважды свой храмовый праздник — 8 июля, день обретения первоначальной иконы в Казани, и 22 октября — решающий день победы для освобождения Москвы в 1612 году. Казанский Собор участвовал в Крестном Ходе 30 августа в Александро-Невскую Лавру, а 4 июля из него совершается крестный ход к Спасосенновской церкви в память холеры.
архитектор А. Н. Воронихин; ск. И. П. Мартос, С. С. Пименов, И. П. Прокофьев, Ф. Г. Гордеев, В. И. Демут-Малиновский; худ. В. Л. Боровиковский, О. А. Кипренский, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев
|
«Невский проспект. Дом за домом», Кириков Б.М., и др., «Центрполиграф», 2006, стр. 92-95; «Петроград и его святыни» Е. А. Лебедева. Церк.-ист. очерк (рукопись 1916 г.); Изд-во «САТИСЪ», стр. 21-30
Добавил: GradPetra |
1812 |
Собор Казанской иконы Божией Матери Вскоре после освящения собор стал мемориалом Отечественной войны 1812 года. Михаил Илларионович Кутузов, человек глубоко верующий, будучи назначен главнокомандующим, перед отправлением из Петербурга заезжал молиться перед чудотворной иконой Казанскою. Сюда направил он отнятое казаками от французов награбленное в церквях серебро; сюда помещены были и трофеи европейского похода — знамена, ключи городов, жезл маршала Даву. Трофеи войны впоследствии были перемещены в Москву в Музей 1812 года.
|
Е. А. Лебедева. «Петроград и его святыни». Церковно-исторический очерк (рукопись 1916 года); Изд-во «САТИСЪ»; «Русско-Балтийский информационный центр «Блиц» стр. 26
Добавил: GradPetra |
1813 |
Гробница М. И. Кутузова
Достопримечательностью левого, северного придела является гробница фельдмаршала князя Михаила Илларионовича Кутузов (1745-1813), находящаяся у западной стены его. По кончине главнокомандующего русскими войсками в Отечественной войне 1812 года, проследовавшей за границей 16 апреля 1813 года, дано было Высочайшее распоряжение погребсти его тело в стенах нового Собора, что и исполнено было со всею торжественностью. Вверху над местом гробницы, огражденной решеткой и с победными венками на ней, помещена картина, изображающая торжество прославления Казанской иконы в Москве (художник Ф. Алексеев). 16 апреля и 6 сентября — в дни кончины и тезоименитства погребенного князя Михаила — совершались над гробницей панихиды.
|
Е. А. Лебедева. «Петроград и его святыни». Церковно-исторический очерк (рукопись 1916 года); Изд-во «САТИСЪ»; «Русско-Балтийский информационный центр «Блиц» стр. 28-29
Добавил: GradPetra |
1836 |
Иконостас Казанского собора Серебряный иконостас, установленный в Соборе в 1836 году, впоследствии был переплавлен.
Главный иконостас был сделан по рисунку архитектора Тона из церковного серебра, отбитого Донскими казаками у французов в 1812 году, надпись на нем внизу гласила: «Усердное приношение Донского войска». С обеих сторон царских врат в нем были проставлены по две стройные колонны серой яшмы, обрамлявшие обе главные местные иконы. В главном алтаре с 1836 года помещен запрестольный образ «Взятие на небо Богоматери» работы К. Брюллова, а по обе стороны — «Введение во Храм» Басина и «Покров» Бруни. (по материалам церковно-исторического очерка Е. А. Лебедевой «Петроград и его святыни» (рукопись 1916 года); изд-во «САТИСЪ»; «Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», стр. 24, 26)
архитектор К. А. Тон
|
«Невский проспект. Дом за домом». 2-е изд., испр. Кириков Б.М., Кирикова Л.А., Петрова О.В. ЗАО «Центрполиграф»: ООО «МиМ-Дельта», Москва-СПб, 2006 год стр. 95
Добавил: GradPetra |
1880-е |
Собор Казанской иконы Божией Матери В алтаре был устроен покрытый художественной среброкованной одеждой престол с яшмовыми колонками, лапис-лазуревым крестом и надписями, пожертвованными Государем Александром III. За престолом находился серебряный седмисвещник. На престоле художественная дарохранительница, современная построению Собора, в виде храма, из Уральских камней; с четырех сторон, между колонками портиков, четыре образа на финифти, передний — Воскресение Христово. Эта дарохранительница работалась более пяти лет, и стоимость ее определялась в 30 тыс. руб.
|
Е. А. Лебедева. «Петроград и его святыни». Церковно-исторический очерк (рукопись 1916 года); Изд-во «САТИСЪ»; «Русско-Балтийский информационный центр «Блиц» стр. 26
Добавил: GradPetra |
Конец 1880-х |
Собор Казанской иконы Божией Матери Напротив северного входа в правом приделе, в южных дверях Собора была сооружена Голгофа в память спасения Государя Александра III с Августейшим Семейством от крушения в Борках 17 октября 1888 года: художественной живописи Распятие выделялось на фоне темноголубой ниши с блестками звезд наверху и панорамой Иерусалима внизу. С задней стороны Креста были скрыто помещены электрические лампочки, при вечернем освещении выделяющие его перспективно. 24 лампады, все в один уровень, широким полукружьем опоясывали вверху Крест. Терновый венец под стеклом, гвоздь, камень живее рисуют Страсти Христовы. По обе стороны ниши — иконы Богоматери и Иоанна Богослова, за ними поодаль — явление Богоматери преподобному Сергию и святые Царской Семьи времени 1888 года.
|
Е. А. Лебедева. «Петроград и его святыни». Церковно-исторический очерк (рукопись 1916 года); Изд-во «САТИСЪ»; «Русско-Балтийский информационный центр «Блиц» стр. 27
Добавил: GradPetra |
1893 |
Собор Казанской иконы Божией Матери В соборе состоялся обряд отпевания Петра Ильича Чайковского (1840-1893).
|
«Невский проспект. Дом за домом». 2-е изд., испр. Кириков Б.М., Кирикова Л.А., Петрова О.В. ЗАО «Центрполиграф»: ООО «МиМ-Дельта», Москва-СПб, 2006 год стр. 95
Добавил: GradPetra |
1920-е |
Казанский собор «Невский проспект. Дом за домом». 2-е изд., испр. Кириков Б.М., Кирикова Л.А., Петрова О.В. ЗАО «Центрполиграф»: ООО «МиМ-Дельта», Москва-СПб, 2006 год
архитекторы А. Я. Аплаксин, А. А. Парланд, худ. Н. А. Бруни и Э. К. Липгарт
|
«Невский проспект. Дом за домом». 2-е изд., испр. Кириков Б.М., Кирикова Л.А., Петрова О.В. ЗАО «Центрполиграф»: ООО «МиМ-Дельта», Москва-СПб, 2006 год стр. 96
Добавил: GradPetra |
15 ноября 1932 |
Музей истории религии и атеизма АН СССР «Невский проспект. Дом за домом». 2-е изд., испр. Кириков Б.М., Кирикова Л.А., Петрова О.В. ЗАО «Центрполиграф»: ООО «МиМ-Дельта», Москва-СПб, 2006 год, стр. 94, 96-97; -------------------------------------------------------------------------
- Этот день в истории
|
«Невский проспект. Дом за домом». 2-е изд., испр. Кириков Б.М., Кирикова Л.А., Петрова О.В. ЗАО «Центрполиграф»: ООО «МиМ-Дельта», Москва-СПб, 2006 год, стр. 94, 96-97; -------------------------------------------------------------------------
- Этот день в историиДобавил: GradPetra |
1950-1960-е |
Была проведена реставрация здания.
|
«Невский проспект. Дом за домом». 2-е изд., испр. Кириков Б.М., Кирикова Л.А., Петрова О.В. ЗАО «Центрполиграф»: ООО «МиМ-Дельта», Москва-СПб, 2006 год стр. 97
Добавил: GradPetra |
1991 |
Казанский собор В соборе были возобновлены богослужения.
|
«Невский проспект. Дом за домом». 2-е изд., испр. Кириков Б.М., Кирикова Л.А., Петрова О.В. ЗАО «Центрполиграф»: ООО «МиМ-Дельта», Москва-СПб, 2006 год стр. 97
Добавил: GradPetra |
2000-е |
Казанский собор Собор полностью передан верующим и снова стал кафедральным собором Петербурга.
|
«Невский проспект. Дом за домом». 2-е изд., испр. Кириков Б.М., Кирикова Л.А., Петрова О.В. ЗАО «Центрполиграф»: ООО «МиМ-Дельта», Москва-СПб, 2006 год стр. 97
Добавил: GradPetra |
2000 |
Фундаменты церкви Рождества Богородицы При раскопках на Казанской площади были обнаружены остатки церкви Рождества Богородицы
|
«Невский проспект. Дом за домом». 2-е изд., испр. Кириков Б.М., Кирикова Л.А., Петрова О.В. ЗАО «Центрполиграф»: ООО «МиМ-Дельта», Москва-СПб, 2006 год стр. 92
Добавил: GradPetra |
23 декабря 2009 |
Напольный киот освятили в Казанском соборе Торжественное событие с трагической нотой. Сегодня в Казанском соборе освящали новый напольный киот. Это настоящее произведение искусства - резьба по дереву, позолота, янтарные вкрапления. Его автор - известный художник и реставратор Александр Журавлёв - мечтал завершить свой подарок собору до Рождественской службы. Он успел. Но так и не увидел своего творения в законченном виде, с иконой святых великомучеников Николая Второго и цесаревича Алексея. Её поместили в киот сегодня - уже без мастера. Несколько дней назад грабители напали на Александра Журавлёва в подъезде его собственного дома. Врачи не смогли спасти художника, и он скончался в больнице. В Казанском соборе отслужили по погибшему панихиду. Самая известная работа Журавлёва - восстановление Янтарной комнаты в Екатерининском дворце Царского села. За неё он был удостоен государственной награды. Один из главных проектов последнего времени - панно «Русь», это самая большая в мире мозаичная картина из янтаря. Знавшие мастера лично, сегодня говорили - у него было ещё много идей, которые он так и не успел воплотить.
ВИДЕО: «ВЕСТИ Санкт-Петербург»
автор - художник и реставратор Александр Журавлёв
|
|
Декабрь 2010 |
По Федеральной программе «Культура России» на 2011 год Министерство культуры РФ выделило 44 млн. рублей для реставрационных работ в Казанском соборе. ФЦП «Культура России», принятая в 2005 году, была рассчитана до 2010-го. В связи с экономией средств и дополнительными ассигнованиями ее продлили на год. Отбор проектов на 2011-й проходил в рамках мониторинга заявок.
|
|
1 октября 2012 |
Реставрационные работы Из федерального бюджета в 2012 году на ремонт Казанского собора выделено 19,6 млн рублей.
В 2012 году продолжатся противоаварийные и ремонтно-реставрационные работы на центральном портике собора.
Заказчиком выступает Министерство культуры РФ, сообщили в городском Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, добавив, что реставрация будет продолжена и в 2013 году.
Заказчик: Министерство культуры РФ
|
https://www.bn.ru/news/2012/10/01/95772.html"
Добавил: GradPetra |
25 октября 2014 |
Конкурс на реставрационные работы Восточной колоннады
ЗАО «Петрос», ООО «Славянка» и ООО «Строительная культура» подали заявки на участие в конкурсе на реставрацию Восточной колоннады Казанского собора. Заказчиком выступило СПб ГКУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры». Стартовая цена аукциона — 46,7 млн рублей. ООО «Строительная культура» предложило выполнить работу за 34,3 млн рублей, ЗАО «Петрос» — за 37,8 млн рублей, ООО «Славянка» — за 38,7 млн рублей. Победителю необходимо будет устранить трещины, сколы и утраты на каменных блоках и декоративных элементах Восточной колоннады Казанского собора, очистить гранитный цоколь от загрязнений и следов поздних цементных вставок. Все ремонтные работы необходимо закончить до 15 декабря 2014 года. Победитель конкурса станет известен 31 октября 2014 года. ЗАО «Петрос» в данный момент проводит реставрацию Западной колоннады Казанского собора.
Примечание редакции: Результаты конкурса были аннулированы и в марта 2015 года был объявлен новый конкурс на реставрацию восточной колоннады.
|
|
13 марта 2015 |
Конкурс на реставрационные работы Восточной колоннады
СПб ГКУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры» ищет подрядчика для выполнения первоочередных реставрационных работ на Восточной колоннаде Казанского собора. Начальная цена контракта — 49,7 млн рублей. Победителю предстоит выполнить реставрацию Восточной колоннады с проездной аркой Северного фасада объекта «Собор. Здесь похоронен полководец Кутузов М. И. (1745-1813)», входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Собор Казанский». Заявки на конкурс принимаются до 3 апреля 2015 года. Исполнителя назовут 20 апреля 2015 года.
Примечание редакции: - подобный конкурс объявлялся в октябре 2014 года, тогда цена контракта была 46,7 млн рублей, но победитель не приступил к выполнению работ.
|
|
23 марта 2015 |
Конкурс на реставрационные работы Западной колоннады
Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры объявила конкурс на проведение реставрационных работ на Западной колоннаде с проездной аркой Северного фасада объекта «Собор. Здесь похоронен полководец Кутузов М. И. (1745-1813)», входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Собор Казанский». Стартовая цена — 49,5 млн рублей. Заявки на конкурс принимаются до 13 апреля, победитель станет известен 29 апреля 2015 года.
|
|
12 декабря 2016 |
КГИОП решит, как реставрировать Казанский собор
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга проведет научную дискуссию по вопросу методики реставрации Казанского Собора. В мероприятии примут участие ведущие эксперты в области реставрации камня, представители пользователя объекта, компании-подрядчика, общественных организаций и специалисты. Дискуссия состоится завтра в формате круглого стола на цокольном этаже Казанского собора. Ранее градозащитники заметили мокрые пятна на Казанском соборе и заподозрили, что ремонт фасада культурного объекта был выполнен некачественно. Однако КГИОП отказался повторно проверять качество извести.
|
|
7 февраля 2018 |
Рядом с Казанским собором появится новая автостоянка
Заключен государственный контракт с ООО «ЦТО МАСТЕР» на проведение строительно-монтажных работ по созданию городской автостоянки у д. 2 по Казанской площади. Подрядчик завершит работы осенью текущего года. Сейчас земельный участок, на котором появится автостоянка, представляет собой неорганизованное парковочное пространство и используется для хаотичного хранения личного автотранспорта. Реализация проекта позволит улучшить транспортную ситуацию на данном участке улично-дорожной сети, сообщает пресс-служба Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. В соответствии с госконтрактом подрядчику предстоит установить на участке площадью 1,8 тыс. кв. м пост охраны, систему видеонаблюдения, терминал автоматизированной оплаты, шлагбаум, стойки въезда-выезда и электронное табло, на котором в режиме реального времени будет отображаться количество свободных мест на автостоянке. Вместимость автостоянки составит 46 машиномест. Для удобства велосипедистов на территории автостоянки будет организована бесплатная велосипедная парковка.
|
|