Невский пр., д. 17 ⇒ Центральный р-н
История объекта: Невский пр., дом 17
дата события | историческая справка | источник |
---|---|---|
Смотрите также: реки Мойки наб., дом 46 |
||
1738-1742 | Дома И. Г. Неймана и Шестакова Для портного мастера Иоганна Генриха Неймана, владельца участка на противоположном берегу Мойки, был возведен полутораэтажный угловой дом, протяженный фасад которого фланкировали боковые ризалиты с пилястрами и фронтонами. Почти одновременно был сооружен соседний дом слева по Большой першпективной дороге, принадлежавший придворному повару Шестакову. Вероятно, к строительству обоих домов был причастен ведущий зодчий той поры М. Г. Земцов. архитектор М. Г. Земцов (?)
|
|
1742 | Дом С. Г. Строганова Незаконченный дом Неймана был приобретен братьями Строгановыми, представителями старинного и знаменитого рода крупнейших в России промышленников и землевладельцев, внесших огромный вклад в развитие отечественной культуры. Фактическим владельцем дома стал обер-камергер барон Сергей Григорьевич Строганов (1707-1756), собравший первую в Петербурге частную картинную галерею. |
|
1753-1754 | Дворец С. Г. Строганова По проекту величайшего зодчего эпохи барокко Ф. Б. Растрелли, который ранее поселился у С. Г. Строганова, на фундаментах старого дома с частичным использованием его стен и сводов нижнего этажа был возведен трехэтажный дворец.В объем нового здания были также включены дом Шестакова (сам Шестаков, продав свой участок, тут же купил соседний дом у Янкова) и небольшое строение со стороны Мойки. — блестящий образец зрелого барокко. Грациозные трехчетвертные колонны в центре фасадов по проспекту и набережной, разнообразный рисунок наличников, лучковые фронтоны и двухцветная окраска придают ему живописность и пластическую выразительность. Исполненный пышного великолепия, фасад по Невскому отличается скульптурностью архитектурных форм. Центр композиции — эффектный портик с парами колонн на рустованных пилонах, завершенный разорванным фронтоном, в котором помещен герб Строгановых. Боковые звенья отмечены пилястрами и малыми лучковыми фронтонами. Барельефные портреты молва считает изображениями владельца дома или зодчего. Четыре чугунных столбика с львиными масками, стоящие по углам подворотни, первоначально служили элементами ограждения канала, прорытого перед дворцом около 1760 года (еще два таких столбика установлены у соседнего дома).Здание представляет собой тип городского дворца, его главные корпуса расположены по красным линиям, а внутри находится парадный двор. С восточной стороны двор замыкала дугообразная ограда.По проектам Растрелли было оформлено 50 парадных помещений. Из них сохранился только Большой танцевальный зал с живописным плафоном художника Д. Валериани и пышным скульптурным убранством. Это единственный в Петербурге подлинный (не воссозданный) парадный интерьер Растрелли.Великолепна композиция центрального ризалита главного фасада, выходящего на Невский, с мощными пучками колонн, фигурными наличниками и сочными лепными деталями.(по материалам путеводителя «Ленинград». Второе издание. Составители: Витязева В. А., Кириков Б. М., Лениздат 1986 г., стр. 115).. Смотреть весь текст. |
|
1756-1811 | Дворец А. С. Строганова После смерти С. Г. Строганова дворец перешел его сыну Александру. Граф Александр Сергеевич Строганов (1733-1811), камергер и тайный советник, предводитель петербургского дворянства, высокообразованный, щедрый меценат был директором Публичной библиотеки и президентом Академии художеств. Частыми гостями Строганова бывали: Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, Д. С. Бортнянский, Д. Г. Левицкий, И. П. Мартос. «Приют муз» был знаменит в столице и своими обедами («бефстроганов» — гастрономическое изобретение Строгановых). В стенах дворца находилось одно из лучших в России частных художественных собраний. После революции оно было передано в Эрмитаж. (по материалам путеводителя «Ленинград». Второе издание. Составители: Витязева В.А., Кириков Б.М., Лениздат 1986 г., стр. 115) |
|
1788-1793 | Дворец А. С. Строганова По заказу А. С. Строганова дворец был перестроен внутри. Основные работы провел свойственник владельца архитектор Ф. И. Демерцов. Новые флигели замкнули пространство прямоугольного двора. Демерцовым был создан великолепный ансамбль интерьеров в стиле классицизма, включающий Картинную галерею, Парадную столовую и двухъярусный Минеральный кабинет, полный воздушного изящества и внутренней динамики. В этих работах принимал участие и А. Н. Воронихин, который выполнил также переделки на половине Павла Строганова, перестроил Парадную лестницу и, в «египетском стиле», Физический кабинет. архитекторы Ф. И. Демерцов, А. Н. Воронихин
|
|
1791-1801 | Квартира А. Н. Воронихина Вернувшись в 1791 году вместе с сыном владельца из-за границы, во дворце поселился Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814). А. С. Строганов всемерно содействовал становлению зодчего, своего бывшего крепостного, который стал при его поддержке строителем Казанского собора. Первой крупной работой архитектора была внутренняя перестройка дворца. Воронихин жил здесь до 1801 года. Примечание редакции: Во время строительства Казанского собора А. Н. Воронихин жил в доме С. Глазунова. |
|
XIX век | Строгановский дворец На протяжении XIX века дворцом владели: - Павел Александрович Строганов (1772-1817) - государственный деятель, герой войны с Наполеоном; - его вдова Софья Владимировна Строганова (1775-1845), происходившая из рода князей Голицыных (при ней были приобретены соседние строения на участках современных домов 19 и 23, использовавшееся как доходные дома); - Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882) — попечитель Московского университета, руководитель многотомного издания «Древности Российского государства», основатель Строгановского художественно-промышленного училища в Москве и Археологической комиссии, которая работала во дворце более двадцати лет. |
|
1833 | Строгановский дворец (д.17, дворовый корпус) Во дворе была сделана неудачная пристройка к западному корпусу. архитектор И. И. Шарлемань
|
|
1842 | Строгановский дворец (д.17, дворовый корпус) Была произведена надстройка южного дворового флигеля и оформление его фасада в стиле Растрелли. архитектор П. С. Садовников
|
|
1908 | Дворец С. А. Строганова (д.17, двор) При последнем хозяине, Сергее Александровиче Строганове (1852-1923), во дворе устроили небольшой сад, куда были перенесены статуи Нептуна и Флоры, маскарон, мраморные вазы и пара гранитных сфинксов (конец XVIII века). |
|
1918 | Дом-музей Дворец был национализирован и превращен в дом-музей. |
|
1925 | Филиал Государственного Эрмитажа Дом-музей приобрел статус филиала Государственного Эрмитажа. |
|
1929 | Институт прикладной ботаники и новых культур Музей был закрыт, уникальные коллекции распроданы или расхищены, лишь частично переданы Эрмитажу и другим музеям. В здании разместился Институт прикладной ботаники и новых культур. |
|
Советское время | С 1937 года здание занимали «Электромортрест», затем закрытое судостроительное предприятие «Эра». |
|
1967 | Реставрация фасадов. |
|
1967 | Реставрация фасада. |
|
1988 | Филиал Государственного Русского музея Дворец вошел в состав Государственного Русского музея. |
|
1989-1991 | Ленинградский НИИ теории архитектуры и градостроительства Часть помещений занимал Ленинградский НИИ теории архитектуры и градостроительства. |
|
1990-2000-е | Строгановский дворец Во дворце велись реставрационные работы, научным консультантом которых была народный архитектор России Ирина Николаевна Бенуа (1912-2005). |
|
2003 | Строгановский дворец Закончена реставрация фасадов здания с восстановлением первоначальной окраски. |
|
2005 | Во дворце действует экспозиция восковых фигур. Во дворе работает кафе-ресторан «Строганов двор». |
|
23 октября 2009 | Подарок Британского лорда Три керамические плакетки с изображением свадьбы Купидона и Психеи вновь украсили «воронихинский» камин в Большой гостиной Строгановского дворца. Плакетки были воссозданы в начале 2009 года на легендарном производстве фарфора и керамики Wedgwood (Веджвуд) и преподнесены сегодня в дар музею лордом Перси Веджвудом. Общая стоимость плакеток - 40 тысяч фунтов стерлингов и изготавливаются подобные изделия лишь в Wedgwood.«Это изобретение основателя компании Джозайи Веджвуда, в 1775 году на мануфактуре был получен так называемый «яшмовый» фарфор или «джаспер», столь полюбившийся европейской аристократии - считалось практически обязательным иметь в каждом состоятельном и знатном доме вазу, сервиз или элемент отделки из этой массы», - сообщил заведующий сектором изучения истории Строгановского дворца ГРМ Сергей Кузнецов.Предполагается, что плакетки купил в Англии и привез в Санкт-Петербург, в свой любимый дворец сенатор граф Александр Строганов в 1804-1805 годах. Эти плакетки были утрачены в советское время и шесть лет назад Русский музей обратился в Wedgwood с просьбой о том, чтобы найти формы плакеток - как раз тогда шло восстановление Большой гостиной, ведь Строгановский дворец после того, как в нем долгие годы располагались разные учреждения, был передан музею. «Я рад, что у нас сохранились те самые формы, в которых эти плакетки были отлиты 200 лет назад, мы создали новые в аутентичных формах», - сказал сегодня лорд Веджвуд.Генеральный директор ГРМ Владимир Гусев подарил британскому лорду золотую карточку Международного общества друзей Русского музея, сказав, что он «окажется в неплохой компании - президентов, премьер-министров и других известных людей», и напомнил, что карточка дает право лорду и представителям его семьи бесплатно посещать все 15 объектов - дворцов и садов Русского музея. Кроме того, Гусев сказал, что лорд Перси Веджвуд отныне имеет право устроить прием от своего имени в Строгановском дворце... Смотреть весь текст. |