Бол. Конюшенная ул., д. 27 ⇒ Центральный р-н
История объекта: Бол. Конюшенная ул., дом 27
дата события | историческая справка | источник |
---|---|---|
За гостиницей Демута, или Демутовым трактиром, прочно закрепился адрес по набережной Мойки, 40. Это не совсем верно. Данный участок был сквозным. Он всегда выходил и на Большую Конюшенную улицу. И если первоначально цепочка усадеб парадной стороной была обращена к реке, то в XIX веке на улице появились не менее представительные здания. |
||
1770-е | Гостиница Демута На приобретенном Филиппом-Якобом Демутом участке уже стояли дом по набережной, меньших размеров флигель на Большой Конюшенной улице и другие строения, в том числе поперечный дворовый корпус с каменным низом и деревянным верхом. |
|
1796 | Гостиница Демута К началу XIX века гостиница состояла из нескольких корпусов, свободно размещенных на просторном дворе. На Мойку выходил двухэтажный каменный дом, а на Большую Конюшенную — трехэтажный. Последний был выше и вместительней. Вероятно, этот корпус был построен в 1796 году, когда Демут расширил свое заведение. На половине участка, ближней к улице, располагались также и продольные дворовые флигели с номерами. Таким образом, основная часть гостиницы уже тогда переместилась с набережной на улицу. Фасад на Большой Конюшенной отличался простотой форм, свойственной строгому классицизму. Ровная гладь стены завершалась треугольным фронтоном. |
|
1802 | Гостиница «Демут» После смерти Ф.-Я. Демута в 1802 году владелицей стала его дочь Елизавета Тиран, передавшая управление делами французу Гюге. Но название «Демут» по укоренившейся традиции продержалось еще долгие десятилетия. |
|
июль 1811 года | Гостиница «Демут» Демутов трактир — первый петербургский адрес А. С. Пушкина. Сюда он прибыл, приехав в столицу в июле 1811 года вместе с дядей, В. Л. Пушкиным, занимавшимся определением юноши в Царскосельский лицей. |
|
1827 | Гостиница «Демут» В 1827 году, вернувшись в Петербург после семилетнего изгнания, Пушкин провел у Демута два летних месяца — с конца мая по июль. Снимал он скромный номер из двух небольших комнат. Известно, что окна их выходили во двор и были ориентированы на северо-запад. Скорее всего, номер находился в лицевом корпусе по Большой Конюшенной или же в ближнем дворовом флигеле. |
|
1829-1831 | Гостиница «Демут» Бывая в столице наездами, Пушкин в 1829-1831 годах также непременно останавливался в Демутовом трактире. Последний раз — в мае 1831 года, вскоре после женитьбы на Н. Н. Гончаровой. Отсюда супруги уехали на дачу в Царское Село. |
|
1851, 1855 | Здание гостиницы «Демут» С. Воронина В 1850-х годах здание принадлежало надворному советнику Степану Воронину, который сдавал помещения в аренду гостинице «Демут». По проекту архитектора А. С. Кирилова, утвержденному в 1851 году, были сооружены новые продольные четырехэтажные флигели, образовавшие замкнутый двор на половине участка у Большой Конюшенной улицы. А в 1855 году было разрешено переделать по чертежам Кирилова и обращенный на улицу корпус: «надстроить четвертый этаж, на фасаде вновь сделать пилястры, фронтоны, парапет с балюстрадой, над окнами сандрики, балконы и другие украшения». В результате перестройки фасад стал более представительным. Тем самым вновь подчеркивалось, что главным является корпус по Большой Конюшенной. архитектор А. С. Кирилов
|
|
1853-1891 | Шахматный клуб С 1853 по 1891 год (с большим перерывом) в отеле «Демут» помещался шахматный клуб. Его вице-председателем был М. И. Чигорин. |
|
1860-е | «Демутова биржа» В истории Демутова трактира был и примечательный эпизод, связанный с биржевой лихорадкой 1860-х годов. В ту пору российская промышленность стремительно развивалась, возникали все новые акционерные общества, а значит, все большее значение приобретали биржи и биржевая игра.Как вспоминал современник, «в 1868 – 1869 годах Петербург, Москва, Одесса – одним словом, все главные города – увлеклись биржевой игрой до нездоровых размеров. Весь народ, даже неграмотный, усвоил себе понятие о процентных бумагах, свободно обращающихся на биржах, о разных акциях, облигациях и т. д.». Насчет неграмотных, конечно, тут есть преувеличение, но в числе биржевых игроков была и вправду пестрая публика, включая даже дам. Их привлекало одно: цены на акции постоянно росли, а значит, можно было рассчитывать на существенную прибавку к своим доходам.Однако такой ажиотаж привел к тому, что цены на акции стали вести себя непредсказуемо: то росли, то неожиданно падали. А потому 104 крупнейших питерских финансиста решили создать теневую биржу, которая бы еще до торгов устанавливала курсы ценных бумаг и пресекала тем самым неожиданные перепады курсов.Биржа эта разместилась в «Демуте» – и гостиница стала настоящим штабом биржевых спекуляций. Репортер «Санкт-Петербургских ведомостей» писал: «В Демутовом отеле собирались представители разных общественных слоев и положений: маклера, банкиры, генералы, чиновники. Они собирались утром от 1 1/2 до 2 1/2 часов и за бокалами шампанского гнали вверх бумаги, без всякого разбора... Установив цены, члены отеля отправлялись на биржу».Влияние демутовой биржи было так велико, что с ней считалось и правительство. Особенно влиятельной фигурой среди демутовцев был их негласный глава Альфред Бетлинг, 25-летний коммерсант, владелец полуторамиллионного состояния, доставшегося ему от отца (Примечание редакции: Альфред Бетлинг в это время перестраивал принадлежавший ему дом). Именно он во многом определял погоду на бирже. Состояние позволяло ему играть не только на повышени.. Смотреть весь текст. |
|
1867, 1873-1874 | Здание гостиницы «Демут» А. С. Воронина Дом перешел по наследству к статскому советнику А. С. Воронину. В 1867 и 1873-1874 годах академики архитектуры Р. А. Гедике и П. К. Нотбек реконструировали и расширяли дворовые строения, во дворе был устроен сад с бассейном. архитекторы Р. А. Гедике, П. К. Нотбек
|
|
7 января 1867 | Гостиница «Демут» 7 января 1867 года в гостинице «Демут» состоялся банкет по случаю 50-летия Минералогического общества. На нем присутствовал Д. И. Менделеев. |
|
1876 | Квартира Ц. Ф. Анреп-Эльмпт Графиня Цецилия Филипповна Анреп-Эльмпт, владелица дома и торговых бань на Знаменской улице, с дочерью фрейлиной Марией Иосифовной жили в 1876 году в гостинице Демута. Вероятно, это было место временного проживания графини. |
|
1878 | Ресторан «Медведь» Ресторан был открыт в гостинице «Демут» в 1878 году арендатором Э. Игелем. В вестибюле посетителей встречало чучело огромного медведя с подносом в лапах. Ресторан был одним из лучших и весьма популярным в столице. |
|
1880-е | Петербургское городское кредитное общество История гостиницы «Демут» оборвалась в 1880-х годах. Сначала участок приобрело Петербургское городское кредитное общество. |
|
1893 | В этом здании в 1893 году собрались на товарищеский ужин члены Русского химического общества. Во главе с президентом Менделеевым они отметили 25-летие основания организации. |
|
1894 | Доходный дом П. П. фон Дервиза Владельцем участка стал офицер Кавалерийской школы П. П. фон-Дервиз. Для нового состоятельного хозяина здание вновь перестраивалось по проектам крупного зодчего, академика архитектуры А. Ф. Красовского, много работавшего для фамилии фон-Дервизов. Изменился облик здания на Большой Конюшенной. Летом 1894 года здесь были возведены пятый этаж и мансарда. Осенью велись «спешные работы по отделке богатых мансардных покрытий и украшению фасада лепкой». Красовский насытил фасад многочисленными деталями: разнообразными наличниками и рустовкой, лепными масками и гирляндами. У подъездов появились рустованные полуколонны, по краям третьего—четвертого этажей — пары пилястр. Особенно живописна венчающая здание высокая кровля с башенками и окнами-люкарнами. Несмотря на столь резкую перемену внешнего вида, можно все же считать, что старинное здание гостиницы сохранилось и на улице. Остались не только старые стены, но и расположение окон, и центральный пилястровый портик, спроектированный А. С. Кириловым в 1855 году. При перестройке в доме фон-Дервиза был установлен один из первых в Петербурге лифтов с электроприводом и канатной тягой. Журнал «Электрический вестник» сообщал об устройстве этого подъемного механизма в 1894 году: «В особенности интересна последняя машина системы Оттиса. Подъем, спуск и остановка производятся лишь нажатием соответствующих кнопок». архитектор А. Ф. Красовский
|
|
1898 | Русский торгово-промышленный коммерческий банк (д.27, двор) Красовский перестроил и внутренние флигели. А на месте двора, ближнего к Большой Конюшенной улице, в 1898 году был сооружен большой зимний сад. Просторный светлый зал с двумя рядами чугунных колонн завершала легкая, как бы парящая стеклянная крыша. Помещение, строившееся для зимнего сада, занял Русский торгово-промышленный коммерческий банк. Шрифтовая вывеска банка тянулась во всю ширину фасада. Вход в банк находился посередине здания, а слева проходили в ресторан «Медведь». архитектор А. Ф. Красовский
|
|
Конец XIX века | Ресторан «Медведь» В конце XIX века в ресторане «Медведь» проводились мероприятия Литературного фонда — организации для оказания помощи нуждающимся писателям. |
|
1900-е-1917 | Доходный дом великих князей Кирилла и Бориса Владимировичей С начала 1900-х по 1917 год владельцами участка состояли великие князья Кирилл и Борис Владимировичи. Однако ничего «великокняжеского» в обиходе их доходного дома не было. Как и при фон-Дервизе, при последних хозяевах здание представляло собой сгусток деловой жизни столицы капиталистической России. |
|
Начало XX века | Здесь находились правление Общества московских электротехнических и машиностроительных заводов, представительства Донецко-Юрьевского и Уральско-Волжского металлургических обществ, Общества Комаровских железорудных и Южноуральских горных заводов, Екатеринославского строительного общества. Там же арендовали помещения Общество пароходства по Волге, учрежденное в 1843 году, и многие другие, в том числе, Общество любителей исполнителей камерной музыки, основанное в 1891 году. Правда, постепенно все эти учреждения разъехались; единственным долгожителем оставался ресторан «Медведь». |
|
1910-е | Ресторан «Медведь» В 1910-х годах в ресторане «Медведь» часто бывал Ф. И. Шаляпин. |
|
1914 | Ресторан «Медведь» После реконструкции, осуществленной в 1914 году архитектором Н. И. Алексеевым, ресторан был расширен за счет помещения Русского торгово-промышленного коммерческого банка. Интерьеры получили оформление в стиле неоклассицизма. архитектор Н. И. Алексеев
|
|
1929 | Театр рабочей молодежи В 1929 году ресторан «Медведь» был переоборудован для детского театра. Сначала здесь работал ПионерТРАМ (ТРАМ— Театр рабочей молодежи). |
|
1934-1936 | Новый ТЮЗ В 1934 году в помещениях быашего ресторана «Медведь» открылся филиал ТЮЗа, преобразованный через два года в самостоятельный театр, Новый ТЮЗ. На его сцене под руководством режиссера Б. В. Зона совершенствовали мастерство Б. В, Чирков, Б. В. Блинов, Е. А. Уварова, П. П. Кадочников и другие известные артисты. |
|
1938 | Театр эстрады В 1938 году на площадке Нового ТЮЗа была впервые показана сборная эстрадная программа. Концерт положил начало Театру эстрады. Осенью 1939 года на афишах появилось новое имя — Аркадий Райкин. Много лет народный артист СССР А. И. Райкин возглавлял Ленинградский театр миниатюр, дававший спектакли в этом доме. |
|
1961 | Ленинградское городское бюро путешествий Здесь находится Ленинградское городское бюро путешествий, организованное первым в стране в 1961 году. |
|
2003 | В здании продолжает работать Санкт-Петербургский государственный театр эстрады имени А. Райкина, Центральное бюро путешествий Санкт-Петербурга занимается всеми направлениями муждународного и внутреннего туристического бизнеса. Тут же работают фирма «Турсервис», магазины «Палома» (меха, кожа), модной одежды из Франции, оптический «Точка зрения», рестаран «La Strada». |
|
15 декабря 2008 | Гальцев будет рулить театром Новым худруком Театра Эстрады стал известный петербургский актер Юрий Гальцев. Гальцев уже появлялся на сцене этого театра, когда был студентом Театральной академии. Новый худрук сообщил, что прежде всего сделает ремонт: «Раньше, я помню, Театр Эстрады светился, а сейчас написан практически карандашом, - заявил актер. - Народ должен знать об этом театре. У меня вообще планы большие». Скоро Гальцев познакомится с основным коллективом театра, а вот главный режиссер ему уже давно известен. Эту должность займет давний друг артиста Владимир Попов. |
|
23 января 2009 | Меха принесут в жертву эстрадному искусству С Большой Конюшенной улицы в ближайшее время исчезнет вывеска бутика меховой одежды «Палома». Вместо нее будет красоваться расширенная надпись «Театр Эстрады им. Аркадия Райкина», которому решено вернуть помещения, занимаемые ныне магазином. Эти и другие революционные изменения в театре начали происходить после того, как его художественным руководителем стал Юрий Гальцев, а директором – Алики Усубиани. Город тут же вспомнил о полузаброшенных катакомбах на Большой Конюшенной, где почти 70 лет располагается театр, и о том, что в 2011 году планируется отмечать 100-летний юбилей Аркадия Райкина.Совещание о развитии Театра Эстрады с участием губернатора города Валентины Матвиенко и целой делегации чиновников от главы Комитета по Культуре Антона Губанкова и руководителя КУГИ Игоря Метельского до Олега Тришкина, председателя Комитета по энергетике проходило не в блистательных кабинетах Смольного, а в обшарпанно-совдеповских стенах театра. За полчаса разговоров предстояло решить ряд серьезных проблем: с помещениями, с ремонтом, с юбилеем театра и даже с электричеством.Валентина Матвиенко подъехала к зданию на Большой Конюшенной чуть раньше назначенного времени. И показалось, что она ошиблась дверью, войдя в меховой салон «Палома», располагающийся по соседству. Но интерес к бутику, как оказалось, был вызван не выставленным товаром, а площадями, которые занимают шубы и дубленки. Члены VIP-делегации, возможно, были одними из самых знаковых и, не исключено, последних посетителей магазина. Через несколько минут было озвучено решение: аренду расторгнуть, помещения (79,6 квадратных метров) вернуть Театру Эстрады. Квадраты под меха, как выяснилось, сдает не сам театр, а ГКФУ «Петербург-концерт», филиалом которого театр является. Пока. Как было объявлено, до 1 июля 2009 года должно быть окончательно оформлено создание отдельного государственного учреждения «Театр Эстрады имени Аркадия Райкина».Меховой салон - не единственное помещение, которое, как выразилась губернатор, «отрезали .. Смотреть весь текст. |
|
1 ноября 2011 | Открытие Театра эстрады им. А. И. Райкина Сегодня, после реконструкции, открылся Театр эстрады им. А.И. Райкина. В торжественной церемонии принял участие губернатор Георгий Полтавченко. Глава города напомнил, что «именно на этом месте указом Петра I был основан первый в Санкт-Петербурге театр – «Комедиантский дом на Адмиралтейском острове». Георгий Полтавченко отметил, «театр до сих пор хранит дух великого сатирика Аркадия Райкина», несмотря на то, что претерпел значительные технические изменения. Изменения коснулись, в первую очередь, зрительного зала и сцены, которая может трансформироваться в пяти положениях. По словам художественного руководителя театра Юрия Гальцева, это позволяет «выполнять невероятные трюки». В обновленном здании театра сохранили стеклянную крышу, но дополнительно накрыли ее оцинкованным куполом. Все работы были завершены в рекордные сроки – за 1 год и 3 месяца. Трудности заключались в том, что здание является объектом культурного наследия. По словам председателя Комитета по строительству Вячеслава Семененко, реставрация была проведена в рекордно короткие сроки. «Мы более чем в два раза опередили нормативные сроки. За такой период возможно выполнить ремонт разве что квартиры, а мы отреставрировали целый театр», – добавил он. Театр занимает 6 тыс. кв. м – это лишь часть жилого здания №27 по Большой Конюшенной улице, поэтому работать приходилось в стесненных условиях. Реконструкция театра обошлась городскому бюджету в 400 млн руб. По словам Вечеслава Семененко, «это стоило того». «По сути, мы дали вторую жизнь театру», – сказал он. Заказчик: Комитет по строительству
Генподрядчик: ООО «ДАН» |
|
19 декабря 2011 | Театр Эстрады в белой книге Здание театра Эстрады после реконструкции занесено в «Белую книгу Всемирного клуба петербуржцев» и отмечено «Золотым знаком соответствия». С этой инициативой выступил Вячеслав Семененко, председатель Комитета по строительству. Положительное решение было принято единогласно на очередном заседании Круглого стола по эстетике городской среды Всемирного клуба петербуржцев под руководством Михаила Пиотровского - член-корреспондента Российской Академии наук, действительного члена Российской Академии художеств, президента Всемирного клуба петербуржцев, директора Государственного Эрмитажа. «Белая, Красная и Черная книги» - это один из проектов Всемирного клуба петербуржцев, целью которого является разработка системы общественной оценки достижений в развитии и сохранении петербургских традиций и предостережения от возможных ошибок, архитектурных неудач. В Белую книгу вошли городские объекты, созданные в соответствии архитектурными, градостроительными и художественными традициями Санкт-Петербурга. |