1910 |
«Спортинг-палас» А. И. Башкирова
(Включен в существующее здание. Входной павильон не сохранился).
Монолитные железобетонные конструкции выполняла немецкая фирма «Вайс и Фрейтаг». Монументальное здание было ориентировано перпендикулярно Каменноостровскому проспекту, вход выделен помпезной аркой с портиком и скульптурой. Основное пространство занимал скэтинг-ринг — огромный овальный зал для катания на роликовых коньках, окруженный легкими и величественными аркадами. Строители умело использовали как конструкционные, так и пластические возможности железобетона — материала, позволяющего создавать большепролетные перекрытия и одновременно способного принимать формы разных стилей.
архитектор А. Е. Белогруд, инж.-архитектор С. Г. Гингер, гражд. инж. А. Ф. Сысоев
|
- «Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX-начала XX века». Справочник. Под общей редакцией Кирикова Б.М. «Пилигрим» 1996 год, стр. 39; - Б. М. Кириков М. С. Штиглиц «АРХИТЕКТУРА ЛЕНИНГРАДСКОГО АВАНГАРДА» Путеводитель СПб 2008, стр. 255
Добавил: GradPetra |
1931-1938 |
Дворец культуры им. Ленсовета Удивительную метаморфозу претерпела за четверть века застройка этого участка: неоклассический Спортинг-палас превратился в основное ядро поздне-конструктивистского Дворца культуры. Таким образом, существующее здание — памятник двух периодов. Правда, первоначальное сооружение было кардинально реконструировано и скрыто во дворе за новыми корпусами.В 1930 году был проведен закрытый конкурс проектов Дома культуры промкооперации, на котором первую премию получили Е. А. Левинсон и В. О. Мунц (при участии А. М. Соколова). В железобетонную коробку бывшего Спортинг-паласа встраивался театральный зал на 2200 мест с кольцевым фойе. По сторонам вдоль проспекта должны были размещаться спортивная и клубная зоны. После конкурса авторы испробовали несколько редакций проекта, по которым можно проследить постепенный переход от жесткого конструктивистского рисунка к более монументальной и эмоциональной трактовке образа с изысканной проработкой деталей.Во всех вариантах принципиальное решение объемной композиции строилось на форсированном контрасте горизонтального корпуса, вытянутого вдоль проспекта на 200 метров, и высокой, 46-метровой прямоугольной башни, врезанной в его правый (северный) торец. Эта ведущая тема близка Кировскому райсовету Н. А. Троцкого (пр. Стачек, д. 18), хотя здесь вертикальный параллелепипед не осложнен зубчатым рядом балконов. Башня должна была связывать стержнем разные части Дворца культуры, выступая доминантой магистрали и окружающих открытых пространств. Но ее удалось выстроить лишь наполовину намеченной высоты, и здание осталось обезглавленным.В противовес растянутому фасаду основного корпуса угол проспекта и прилегающей площади формирует группа разновеликих объемов у подножия башни. В напряженной динамичной игре ступенчатых масс задает тон глухой, без окон, косоугольный объем с изогнутой стеной, который накрывает малый зал (кинозал) секторной формы. Усложненная иррегулярная структура скорее не закрепляет, а дезорганизует угол квартала.Протяженный главный ф..
Удивительную метаморфозу претерпела за четверть века застройка этого участка: неоклассический Спортинг-палас превратился в основное ядро поздне-конструктивистского Дворца культуры. Таким образом, существующее здание — памятник двух периодов. Правда, первоначальное сооружение было кардинально реконструировано и скрыто во дворе за новыми корпусами. В 1930 году был проведен закрытый конкурс проектов Дома культуры промкооперации, на котором первую премию получили Е. А. Левинсон и В. О. Мунц (при участии А. М. Соколова). В железобетонную коробку бывшего Спортинг-паласа встраивался театральный зал на 2200 мест с кольцевым фойе. По сторонам вдоль проспекта должны были размещаться спортивная и клубная зоны. После конкурса авторы испробовали несколько редакций проекта, по которым можно проследить постепенный переход от жесткого конструктивистского рисунка к более монументальной и эмоциональной трактовке образа с изысканной проработкой деталей. Во всех вариантах принципиальное решение объемной композиции строилось на форсированном контрасте горизонтального корпуса, вытянутого вдоль проспекта на 200 метров, и высокой, 46-метровой прямоугольной башни, врезанной в его правый (северный) торец. Эта ведущая тема близка Кировскому райсовету Н. А. Троцкого (пр. Стачек, д. 18), хотя здесь вертикальный параллелепипед не осложнен зубчатым рядом балконов. Башня должна была связывать стержнем разные части Дворца культуры, выступая доминантой магистрали и окружающих открытых пространств. Но ее удалось выстроить лишь наполовину намеченной высоты, и здание осталось обезглавленным. В противовес растянутому фасаду основного корпуса угол проспекта и прилегающей площади формирует группа разновеликих объемов у подножия башни. В напряженной динамичной игре ступенчатых масс задает тон глухой, без окон, косоугольный объем с изогнутой стеной, который накрывает малый зал (кинозал) секторной формы. Усложненная иррегулярная структура скорее не закрепляет, а дезорганизует угол квартала. Протяженный главный фасад с рядами столбов нижнего этажа разорван посередине гигантским остекленным порталом. Слева от него горизонтальные ряды окон почти сливаются в ленты. Еще левее (на месте дома № 40 по проспекту) проектировалась спортивная зона с бассейном, акцентированная на фасаде огромной глубокой впадиной, которая перекликалась бы со средним порталом, но это крыло не было осуществлено. Правая часть здания смело раскрыта на высоту трех этажей витражами помещений библиотеки. Навесные стеклянные плоскости, за которыми спрятаны несущие конструкции, захватывают угол, образуя единый крупный объем. Столь радикальный функционалистский прием объемного остекления был навеян Баухаузом В. Гропиуса, но в окончательном варианте чистые прозрачные поверхности покрылись геометрической паутиной переплетов. Пронзительной нотой звучит одинокий, случайный балкон, неожиданно вынырнувший на стеклянный экран. Театральная зона масштабно выделена перспективным порталом, поднимающимся на всю высоту здания. В глубине расположен зрительный зал с партером-амфитеатром и двумя балконами, для лучшей акустики его потолку придана форма рупора со сферическим завершением. Пространство вестибюля и других помещений организовано конструкциями железобетонного каркаса. Во внешнем облике здания сказалась тяга к монументальности и театральной декоративности, возникшая на переходной стадии к постконструктивизму и в особенности присущая индивидуальному почерку Евгения Левинсона. Терразитовая штукатурка стен разграфлена под каменные блоки, в композицию введены стилизованные фризы заостренного рисунка, трактовка форм отмечена печатью ар деко. Левинсон долгие годы добивался достройки башни, но безрезультатно. Это принизило главенствующую роль, отводившуюся Дворцу культуры среди окружающей застройки. Здание визуально связано с еще одним произведением мастера — Первым жилым домом Ленсовета (наб. реки Карповки, д. 13). Позднее этот своеобразный уголок Левинсона значительно расширился — здесь им были построены в 1960-х гг. еще три здания (Каменноостровский пр., 37, 40 и 41).
Архитекторы Е. А. Левинсон, В. О. Мунц
|
Б. М. Кириков М. С. Штиглиц «АРХИТЕКТУРА ЛЕНИНГРАДСКОГО АВАНГАРДА» Путеводитель СПб 2008 стр. 255-261
Добавил: GradPetra |
1934 |
Дворец культуры им. Ленсовета Здание четких геометрических форм с гигантским остекленённым порталом, главный центр культурной жизни Петроградской стороны. При строительстве было использовано стоявшее во дворе железобетонное здание Скетинг-ринга. В советское время это был крупнейший в стране и самый посещаемый в Ленинграде межсоюзный Дворец культуры. Вместимость его залов составляет более 4,5 тыс. мест. В радиофицированном театральном зале демонстрировали своё искусство знаменитые зарубежные коллективы.
архитекторы Е. А. Левинсон, В. О. Мунц
|
«Ленинград» путеводитель. Второе издание. Составители: Витязева В.А. Кириков Б.М. Лениздат 1986 г. стр. 234
Добавил: GradPetra |