Сапёрный пер. ⇒ Санкт-Петербург

История объекта: Сапёрный пер., дом 10



дата события историческая справка источник
Смотрите также: Гродненский пер., дом 1
Жилой дом
Дом стоит на ключевой позиции. Во-первых, в него упирается Митавский переулок, во-вторых, пройдя через двор дома, оказываешься в самом начале Гродненского переулка, поэтому получается, что этот дом принадлежит одновременно трем переулкам.
Этой доминантной позиции и соответствуют архитектурные украшения: башенка в Саперном переулке должна замыкать перспективу Митавского переулка, а две башенки на дворовых флигелях украшают начало Гродненского переулка.
1838 Доходный дом Мельникова
24 ноября 1838 года было выдано разрешение на постройку дома майору Мельникову, который пригласил для производства работ архитектора Александра Петровича Гемилиана (1811–1881). Он в 1834 году окончил Академию художеств, затем работал помощником видных зодчих.
Этот дом был едва ли не первой самостоятельной работой молодого архитектора. И судя по всему, удачной, потому что с тех пор он строит очень много, и его постройки зачастую находятся на знаковых местах. Вот только некоторые из них: здания офицерских казарм лейб-гвардии Конной артиллерии и 1-й Артиллерийской бригады, гостиница «Северная» (позже подверглась перестройке), комплекс казарм Сводного казачьего полка, комплекс зданий Арсенала, особняк И. К. Мясникова.
Дом майора Мельникова был двухэтажный, на подвальном этаже (в известном атласе Цылова он обозначен как трехэтажный). Довольно широкий — 17 окон по второму этажу (так и осталось до сегодняшнего дня). Окна были полуциркульными в первом этаже и прямоугольными с сандриками — на втором. Сандрики шли через окно. Ворота, по бокам ворот два подъезда, полуподвал (один сохранился до сих пор). В целом дом был построен в классических пропорциях и формах, поскольку в 1838 году от ампира еще не отвернулись.
Это был едва ли не первый каменный дом в Саперном переулке, и к тому же долгое время он был одним из самых больших. Во дворе имелись двухэтажные флигели. Они были даже не жилые, а служебные. Во флигеле направо, например, поместилась конюшня. За домом располагался обширный сад, который выходил в Глухой Спасский переулок.
архитектор А. П. Гемилиан
1840-е Дом П. В. Энгельгардта
Вскоре дом был продан полковнику Павлу Васильевичу Энгельгардту (умер в 1849 году), которому принадлежал еще один дом в Саперном переулке.
Энгельгардт был довольно богатым украинским помещиком, он служил в лейб-гвардии Уланском полку, дослужился до чина ротмистра и в 1832 году полковником вышел в отставку.
Это тот самый «свинья в торжковских туфлях» Энгельгардт, чьим дворовым человеком числился Тарас Григорьевич Шевченко (с 1832 года). После того как выяснилось, что на роль прислуги он совсем не годится, Шевченко был отдан в 1833 году в ученики «комнатному художнику» Василию Ширяеву и расписывал вместе с ним ряд интерьеров петербургских зданий. Шевченко, как известно, выкупили Брюллов и Жуковский с помощью императрицы Александры Федоровны. В 1838 году Энгельгардт получает 2500 рублей после продажи талантливого крепостного. Похоже, что отчасти именно на эти деньги и был потом куплен этот каменный дом.
Жена Энгельгардта, Софья Григорьевна (1805–1875), была приятельницей Михаила Ивановича Глинки, посвятившего ей романс «Как сладко с тобою мне быть» (1840). Можно предположить, что Глинка бывал у них в доме.
Брат Энгельгардта, Василий Васильевич (1785 -1837), тоже полковник в отставке, владел домом с концертным залом на Невском проспекте.
Конец
XIX века
Доходный дом Н. А. Тирана
Владелицей дома была Н. А. Тиран.
Подробной родословной Тиранов нет. В «Петербургском некрополе» есть упоминания о некоторых представителях этой фамилии, чьи могилы находятся в Петербурге. Известен Тиран, который женился на дочери Демута, владельца знаменитого трактира на Мойке. Другой Тиран был сослуживцем Лермонтова по лейб-гвардии Гусарскому полку.
Примечание редакции:
Любопытно, но во всех справочниках («Историческая застройка Санкт-Петербурга. Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, культурную ценность», под редакцией Б.М. Кирикова, из-во «Альт-Софт», 2001 год, стр. 405; «Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX-начала XX века», под общей редакцией Б.М. Кирикова, из-во «Пилигрим», 1996 год, стр. 73) хозяин дома МУЖЧИНА. Данный вопрос требует отдельного исследования.
1900-1901 Доходный дом Н. А. Тирана
Дом был перестроен гражданским инженером Алексеем Николаевичем Веретенниковым. Он надстроил основное здание и возвел на участке дворовые флигели. Выглядят они почти одинаково, но левый уже при возведении был рассчитан на более богатых жильцов. Квартиры там больше, и с самого начала был запроектирован лифт и в каждой квартире ванна. На правом лифт навесили позже и уже снаружи, пришлось выкраивать место и для ванн.
Двор дома совсем не похож на классический петербургский двор-колодец, хотя и до парадного двора, свойственного архитектуре модерна, он не совсем дотягивает. Видимо, потому, что построен был в промежуточную эпоху. Этот стиль можно назвать рациональной эклектикой.
гражд. инж. А. Н. Веретенников
1903-1906 Редакции журналов «Новый путь» и «Вопросы жизни»
В лицевом флигеле, на втором этаже, в квартире № 6, с июля 1903 года размещалась редакция религиозно-философского и литературно-общественного иллюстрированного журнала «Новый путь» (1903–1904). Сначала редакция журнала находилась на Невском проспекте.
Формально редакторами-издателями значились П. П. Перцов, а с лета 1904 года — Д. В. Философов. В секретарях редакции последовательно побывали В. Я. Брюсов, Е. А. Егоров, Г. И. Чулков. Но фактически возглавляли журнал и определяли его редакционную политику Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус.
Самыми главными сотрудниками были Николай Минский и Василий Розанов.
Журнал был теснейшим образом связан со знаменитыми Религиозно-философскими собраниями и даже печатал их протоколы.
В марте 1903 года в «Новом пути» состоялся литературный дебют Александра Блока.
Здесь печатались Константин Бальмонт, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Федор Сологуб, Константин Фофанов.
Осенью 1904 года журнал попробовал привлечь новых сотрудников во главе с Николаем Бердяевым и Сергеем Булгаковым, но это привело к редакционному кризису: Гиппиус и Мережковский отказались продолжать работу, и в конце 1904 года журнал был закрыт.
В 1905 году взамен него было организовано новое издание — «Вопросы жизни», возглавил которое уже Бердяев.
Квартиру для редакции «Нового пути», а затем и для «Вопросов жизни» снимал Владимир Дмитриевич Философов. Сам он здесь, правда, не жил, поскольку предпочитал находиться недалеко от Мережковских.
1904-1909 Квартира Н. А. Бердяева
Русский религиозный философ-мистик Николай Александрович Бердяев (1874-1948) жил в этом доме почти с момента своего приезда в 1904 году и вплоть до 1909-го (первый адрес: Бассейная, 28).
Не совсем понятно, в какой именно квартире дома жил Бердяев. Возможно, он оставил для себя прежнюю квартиру редакции журнала «Вопросы жизни», редактором которого являлся.
Начало
XX века
Квартира О. Энкеля
Здесь жил полковник Оскар Энкель (1878-1960).
До революции этот человек возглавлял российскую военную разведку, потом возглавил Генеральный штаб армии Финляндии. Знаменитую линию Маннергейма с неменьшим основанием можно было бы назвать линией Энкеля. Он же приложил руку к заключению мира между Финляндией и Россией.
Начало
XX века
Квартира С. А. Панчулидзева
В этом доме жил выдающийся историк Сергей Алексеевич Панчулидзев (1855-1917).
Он был весьма крупным землевладельцем в Пензенской губернии (на 1891 год у семьи имелось 3375 десятин). Окончил Николаевское кавалерийское училище и в 1874 году поступил корнетом в Кавалергардский полк. Затем участвовал в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов. В 1881 году окончил Николаевскую академию Генерального штаба, после чего вернулся в полк. В 1884 году уволен в отставку ротмистром с мундиром. В 1889-м причислен к Министерству двора, при этом испросил и получил соизволение императора на сохранение военного чина и мундира, в связи с чем в дальнейшем, состоя на гражданской службе, именовался до конца своих дней отставным гвардии ротмистром. В 1903 году переведен в Государственную канцелярию, где вплоть до 1917-го возглавлял Архив Государственного совета.
Издания, которые предпринял Панчулидзев, навсегда войдут в русскую историю: «История кавалергардов, 1724–1799–1899»: В 4 т. СПб., 1899–1912; «Сборник биографий кавалергардов»: В 4 т. СПб., 1901–1908.
Начало
XX века
Квартира Каннегисеров
В квартире № 5 жила семья коллежского советника Иоакима Самуиловича Каннегисера (1860–1930).
Он был директором правления Русского акционерного общества «Металлизатор», в качестве директора-распорядителя Николаевского завода принимал участие в разработке «Краба» — первого в мире подводного минного заградителя. И. С. Каннегисер был автором многих трудов по инженерному делу, а в 1923–1924 годах вышел его 3-томник «Практическое руководство по административно-хозяйственной организации производственных предприятий, в частности металлообрабатывающих».
Его сын Леонид Каннегисер (1896-1918) окончил в 1913 году петербургскую гимназию Я. Г. Гуревича, затем учился на экономическом отделении Политехнического института. Начал печататься в журнале «Северные записки» (первая публикация — рецензия на сборник А. Ахматовой «Четки» (1914)). Тогда же Леонид стал публиковать свои стихи. К 1915–1916 годам относится дружба с Есениным («с добрым другом, с милым братом»), к которому летом 1915 года он ездил в Константиново. После Февральской революции Леонид вместе с братом Сергеем вступил в милицию Временного правительства. В июне 1917 года был зачислен добровольцем в Михайловское артиллерийское училище, возглавлял «Союз юнкеров-социалистов» при Петроградском военном округе. С марта 1918-го участвовал в антибольшевистских организациях. 30 августа 1918 года убил председателя Петроградской ЧК М. С. Урицкого, мстя за гибель друзей-офицеров. Это убийство повлекло за собой первый массовый расстрел советской властью заложников — 512 человек.
1913 Доходный дом М. П. Родзянко
В 1913 году дом принадлежал Марии Павловне Родзянко, судя по всему, матери председателя Третьей и Четвертой государственных дум Михаила Васильевича Родзянко (управлял домом Василий Трофимович Зайков).
1916 Квартира Каннегисеров
В квартире Каннегисеров существовало что-то вроде литературного салона.
На один из таких вечеров в январе 1916 года, где был весь литературный Петербург за исключением Ахматовой и Гумилева, попала Марина Цветаева, редкая гостья в нашем городе.
1917 Доходный дом Ш. Н. Беспалова
К 1917-му дом сменил владельца — им стал Шулима Нисонович Беспалов.
1921-1930 Квартира Л. Г. Беллярминова
3десь жил и умер крупнейший русский и советский офтальмолог, профессор кафедры глазных болезней Военно-медицинской академии Леонид Георгиевич Беллярминов (1859-1930).
1997 Издательство «Искусство-СПБ»
С 1997 года в этом доме размещается издательство «Искусство-СПБ» (в 1938-1997 годах помещалось в Доме книги), которое до сих пор является государственным учреждением, одним из немногих в издательском мире. Возглавляет его Надежда Николаюк.
Издательство, преобразованное в открытое акционерное общество, было приватизировано Министерством имущественных отношений (сто процентов акций издательства «Искусство-СПб» принадлежат Российской Федерации).
2000-е Издательство «Искусство-СПБ»
В 2000-е годы у издательства начались проблемы с помещением в этом доме — уже несколько лет идут разбирательства с КУГИ по поводу квартиры № 8 площадью 275 кв. м., которую оно занимает.
А пока «Искусство-СПБ» продолжает выпускать великолепные книги: собрание сочинений Юрия Лотмана, классические работы о Блоке его жены Зары Минц, книгу о Е. Ю. Кузьминой-Караваевой, дневники Е. Мравинского.


История в фотографии: Сапёрный пер., дом 10



Историческая справка по домам, Сапёрный пер.

Сапёрный пер., 10

GradPetra в социальных сетях