Куйбышева ул., д. 2 ⇒ Петроградский р-н
История объекта: Куйбышева ул., дом 2
дата события | историческая справка | источник |
---|---|---|
1904-1906 | Особняк М. Ф. Кшесинской Особняк знаменитой балерины Матильды Феликсовны Кшесинской (1872-1971) стал хрестоматийным памятником петербургского модерна. Здание, расположенное на открытом угловом участке, имеет сильно расчлененный асимметричный план. Композиция развивается «изнутри — наружу», от внутреннего пространства к внешним объемам. В динамичной разнообъемной структуре, свободной группировке разных по размерам проемов отчетливо выявлены состав и особенности помещений. Одноэтажное южное крыло, заключающее в себе две парадные анфилады, словно прорастает сквозь двухэтажную часть здания. Основная анфилада включает вестибюль, аванзал, зал и зимний сад, соединенные широкими просветами. Большинство комнат выдержано в стиле модерн, но главные репрезентативные интерьеры особняка решены в формах неоклассицизма. Большому залу, спроектированному А. И. Дмитриевым (помощником А. И. фон Гогена), соответствует на фасаде группа из пяти высоких окон. Зимний сад вычленен в прямоугольный объем со стеклянным фонариком-эркером и огромным тройным окном. Помещения анфилады образуют непрерывное, как бы пульсирующее пространство, плавно перетекающее сквозь стеклянные поверхности во внешнюю среду. В наружной отделке особняка применен излюбленный прием петербургского модерна — контрастное сочетание материалов: красного и серого гранита, светлого облицовочного кирпича, майоликовой плитки и кованого железа. Рационалистическая логика сочетается в композиции с чисто декоративными эффектами (так, верхняя граница каменной облицовки разрезает этаж, деформируя тектонику фасадов). Свободно-асимметричная структура здания складывается из крупных геометрических блоков. Четкость объемов подчеркнута горизонталями карнизов и парапетов, прямоугольниками окон без традиционных обрамлений. Открытые металлические перемычки проемов усиливают зримую конструктивность форм. Объемное остекление фонарика и огромное тройное окно, прорывающие стены зимнего сада, активизируют интеграцию пространств. архитектор А. И. фон Гоген
|
|
1905-1906 | Особняк М. Ф. Кшесинской Отделка зала и гостиной. (Не сохранилась). архитектор А. И. Дмитриев
|
|
Март-июнь 1917 | Центральный и Петербургский комитеты РСДРП (б) и Военная организация партии В бывшем особняке Кшесинской помещались Центральный и Петербургский комитеты РСДРП (б) и Военная организация партии. В ночь с 3 на 4 апреля 1917 года площадь перед особняком была запружена народом. Сюда пришли рабочие, балтийские моряки, отряды красногвардейцев, солдаты. Над огромной толпой реяли красные флаги, плакаты, транспаранты. Собравшиеся встречали вождя революции В. И. Ленина, возвратившегося из эмиграции. С балкона особняка Владимир Ильич выступил с речью. Мемориальные доски, укрепленные на фасаде здания, рассказывают о революционных событиях, связанных с этим историческим местом. |
|
1957 | Музей Великой Октябрьской социалистической революции В 1957 году дворец Кшесинской и особняк Брандта соединили двухэтажным корпусом, в них разместились экспозиции Музея Великой Октябрьской социалистической революции. |
|
1987 | Воссоздание интерьеров зала в особняке М. Ф. Кшесинской. |
|
5 мая 2009 | Особняк М. Ф. Кшесинской Особняку Кшесинской - 105 лет. Весной 1904 года строительство развернулось на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы. Был ли в особняке подземный ход в Зимний дворец, и почему дом Кшесинской облюбовали большевики? Об этом - Алексей Олиферук. ВИДЕО: «ВЕСТИ Санкт-Петербург» |