1925-1926 |
Заставная (Московская) пожарная часть На площади у Московских триумфальных ворот, где раньше находилась застава на границе города, стоит небольшое здание пожарной части — первая постройка Давида Бурышкина.
это здание - первое сооружение подобного типа, расчитанное на
пожарные автомобили, а не конные повозки. Силуэт депо определяет
25-метровая башня вышка, внутри которой помещалась камера для просушки
шлангов.
Сооружение принадлежит к специфическому ленинградскому варианту стиля середины 1920-х годов, балансировавшему на грани трансформированной неоклассики и набиравшего силу авангарда. Ясный лаконизм и строгая геометричность, чистота плоскостей и сопоставления крупных объемов сближали эти полярные, но нередко вступавшие в симбиоз творческие направления. Высокая прямоугольная башня, вторящая традиционному образу дозорной каланчи, предназначена для сушки пожарных шлангов. Асимметрично вставленная в угол здания, она вносит в композицию сильный динамичный акцент. Главный фасад завершен утрированно крупным, приподнятым фронтоном, слитым воедино с гладью стены. Крошечные ниши сообщают игре масштабов парадоксальный оттенок. Изобразительным опознавательным знаком служит рельеф с большой пожарной каской. Весомая верхняя часть словно сжимает, вдавливая в землю, отсеченный карнизом нижний этаж с проемами ворот и широко раздвинутыми каменными пилонами. Огромный фронтон, условное подобие портика и скупые разномасштабные детали прочитываются как гротескные ссылки на классицистическую лексику. Д. П. Бурышкин стремился к монументальной трактовке скромного утилитарного сооружения. Это впечатление достигнуто благодаря выверенному пропорциональному строю, высокой степени обобщенности форм. Спустя пять лет Г. А. Симоновым и И. Г. Капцюгом были сооружены две однотипные пожарные части — на Лесном проспекте, 17 и Загородном проспекте, 56. Конструктивистская эстетика динамичных геометрических форм выразилась в контрастном сочетании приземистого, с уступом, горизонтального корпуса и угловой прямоугольной башни. Высотные акценты вводились мастерами авангарда в композицию зданий разного назначения, но именно в пожарных частях они являлись функционально необходимым атрибутом.
Постройка отражает поиски путей развития советской архитектуры в
после революционные годы. Силуэтом и своеобразием облика обогащает
застройку площади у ворот.
На площади у Московских триумфальных ворот, где раньше находилась застава на границе города, стоит небольшое здание пожарной части — первая постройка Давида Бурышкина.
это здание - первое сооружение подобного типа, расчитанное на
пожарные автомобили, а не конные повозки. Силуэт депо определяет
25-метровая башня вышка, внутри которой помещалась камера для просушки
шлангов.
Сооружение принадлежит к специфическому ленинградскому варианту стиля середины 1920-х годов, балансировавшему на грани трансформированной неоклассики и набиравшего силу авангарда. Ясный лаконизм и строгая геометричность, чистота плоскостей и сопоставления крупных объемов сближали эти полярные, но нередко вступавшие в симбиоз творческие направления. Высокая прямоугольная башня, вторящая традиционному образу дозорной каланчи, предназначена для сушки пожарных шлангов. Асимметрично вставленная в угол здания, она вносит в композицию сильный динамичный акцент. Главный фасад завершен утрированно крупным, приподнятым фронтоном, слитым воедино с гладью стены. Крошечные ниши сообщают игре масштабов парадоксальный оттенок. Изобразительным опознавательным знаком служит рельеф с большой пожарной каской. Весомая верхняя часть словно сжимает, вдавливая в землю, отсеченный карнизом нижний этаж с проемами ворот и широко раздвинутыми каменными пилонами. Огромный фронтон, условное подобие портика и скупые разномасштабные детали прочитываются как гротескные ссылки на классицистическую лексику. Д. П. Бурышкин стремился к монументальной трактовке скромного утилитарного сооружения. Это впечатление достигнуто благодаря выверенному пропорциональному строю, высокой степени обобщенности форм. Спустя пять лет Г. А. Симоновым и И. Г. Капцюгом были сооружены две однотипные пожарные части — на Лесном проспекте, 17 и Загородном проспекте, 56. Конструктивистская эстетика динамичных геометрических форм выразилась в контрастном сочетании приземистого, с уступом, горизонтального корпуса и угловой прямоугольной башни. Высотные акценты вводились мастерами авангарда в композицию зданий разного назначения, но именно в пожарных частях они являлись функционально необходимым атрибутом.
Постройка отражает поиски путей развития советской архитектуры в
после революционные годы. Силуэтом и своеобразием облика обогащает
застройку площади у ворот.
архитектор Д. П. Бурышкин
|
По материалам:
- Б. М. Кириков М. С. Штиглиц «АРХИТЕКТУРА ЛЕНИНГРАДСКОГО АВАНГАРДА» Путеводитель СПб 2008, стр. 165-168
- «Ленинград» путеводитель. Второе издание. Составители: Витязева В.А. Кириков Б.М. Лениздат 1986 г. стр. 289
- «АРХИТЕКТУРНЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЛЕНИНГРАДУ» под редакцией Пилявского В.И. Изд-во литературы по строительству 1971 г. стр. 262
Добавил: GradPetra |