1929-1931 |
Дом культуры им. Ильича
Клуб Союза металлистов, названный по отчеству В. И. Ленина, построен Николаем Демковым, входившим в круг сотрудников Александра Никольского. Малоизвестному архитектору удалось создать кристально чистый образец модернистской архитектуры, в котором сплавлены приемы функционализма и супрематизма. В историю ленинградского авангарда он вошел, по сути, как автор одного произведения. Свободный зигзагообразный план здания разделен на две зоны: театральную со зрительным залом, вестибюлем и фойе, расположенную ближе к проспекту, и клубную с комнатами для кружковых занятий, столовой, малым и гимнастическим залами. Подвижно-асимметричная структура расчленена на разновеликие объемы в соответствии с дифференциацией помещений по их функциям. Пространственное развитие композиции устремлено к входной части, где оно достигает кульминации. Наиболее выразительно здание воспринимается от угла квартала, именно в этом ракурсе лучше всего раскрывается динамичное взаимодействие его геометрических форм. Лежачий, асимметрично остекленный объем вестибюля и фойе всечен в более высокий, смещенный вправо блок, за которым находится зрительный зал. Железобетонная плита, образующая открытую террасу и козырек над входом, вонзается в вертикальный параллелепипед, а с другой стороны охватывает, плавно закругляясь, стеклянный полуцилиндр нижнего фойе. В угловую часть параллелепипеда была врезана высокая стеклянная призма, освещавшая лестницу, но теперь сплошное остекление рассечено угловым пилоном, встроенным уже в 1990-х годах. В результате пропал острый контраст хрупкого прозрачного объема и свободно нависавшего над ним балкона. Этот балкон и выступающий сверху навес резко очерчивают двумя зубцами силуэт повышенной части здания. С южной стороны трапециевидные эркеры фойе первого этажа вбирают стеклянными складками свет и создают эффект пульсации пространства. Фойе второго этажа, распахнутое большими лежачими окнами на Московский проспект, походит на застекленную террасу. Просторная лестница клубной части динамично развертывается и парит в свете витражей, обрезанных на фасаде плоской стенкой вестибюля — огромным белым квадратом. Ему вторит второй белый квадрат — торец гимнастического зала с окошком-иллюминатором. Зрительный зал с балконом перекрыт деревянными стропилами. Стены его позднее были оформлены пилястрами ионического ордера, что совершенно не вяжется со стилевым характером здания. В интерьерах, прилегающих к залу, обнажены железобетонные конструкции с несущими столбами. Напоенные светом перетекающие пространства широко раскрываются во внешнюю среду. Воздушная легкость и правдивая простота создают светлый и радостный настрой, далекий от ощущения аскетичности. Изысканный пуризм форм, контрасты светлой глади стен и темных прямоугольников окон, эффекты пересекающихся или плавающих объемов, интеграции внутреннего и внешнего пространств особенно заметны в сравнении со стоящим напротив, более поздним и представительным зданием Московского райсовета (Московский пр., д. 129). Ныне Дом культуры имени Ильича переименован в культурно-досуговый центр «Московский».
Клуб Союза металлистов, названный по отчеству В. И. Ленина, построен Николаем Демковым, входившим в круг сотрудников Александра Никольского. Малоизвестному архитектору удалось создать кристально чистый образец модернистской архитектуры, в котором сплавлены приемы функционализма и супрематизма. В историю ленинградского авангарда он вошел, по сути, как автор одного произведения. Свободный зигзагообразный план здания разделен на две зоны: театральную со зрительным залом, вестибюлем и фойе, расположенную ближе к проспекту, и клубную с комнатами для кружковых занятий, столовой, малым и гимнастическим залами. Подвижно-асимметричная структура расчленена на разновеликие объемы в соответствии с дифференциацией помещений по их функциям. Пространственное развитие композиции устремлено к входной части, где оно достигает кульминации. Наиболее выразительно здание воспринимается от угла квартала, именно в этом ракурсе лучше всего раскрывается динамичное взаимодействие его геометрических форм. Лежачий, асимметрично остекленный объем вестибюля и фойе всечен в более высокий, смещенный вправо блок, за которым находится зрительный зал. Железобетонная плита, образующая открытую террасу и козырек над входом, вонзается в вертикальный параллелепипед, а с другой стороны охватывает, плавно закругляясь, стеклянный полуцилиндр нижнего фойе. В угловую часть параллелепипеда была врезана высокая стеклянная призма, освещавшая лестницу, но теперь сплошное остекление рассечено угловым пилоном, встроенным уже в 1990-х годах. В результате пропал острый контраст хрупкого прозрачного объема и свободно нависавшего над ним балкона. Этот балкон и выступающий сверху навес резко очерчивают двумя зубцами силуэт повышенной части здания. С южной стороны трапециевидные эркеры фойе первого этажа вбирают стеклянными складками свет и создают эффект пульсации пространства. Фойе второго этажа, распахнутое большими лежачими окнами на Московский проспект, походит на застекленную террасу. Просторная лестница клубной части динамично развертывается и парит в свете витражей, обрезанных на фасаде плоской стенкой вестибюля — огромным белым квадратом. Ему вторит второй белый квадрат — торец гимнастического зала с окошком-иллюминатором. Зрительный зал с балконом перекрыт деревянными стропилами. Стены его позднее были оформлены пилястрами ионического ордера, что совершенно не вяжется со стилевым характером здания. В интерьерах, прилегающих к залу, обнажены железобетонные конструкции с несущими столбами. Напоенные светом перетекающие пространства широко раскрываются во внешнюю среду. Воздушная легкость и правдивая простота создают светлый и радостный настрой, далекий от ощущения аскетичности. Изысканный пуризм форм, контрасты светлой глади стен и темных прямоугольников окон, эффекты пересекающихся или плавающих объемов, интеграции внутреннего и внешнего пространств особенно заметны в сравнении со стоящим напротив, более поздним и представительным зданием Московского райсовета (Московский пр., д. 129). Ныне Дом культуры имени Ильича переименован в культурно-досуговый центр «Московский».
архитектор H. Ф. Демков
|
Б. М. Кириков М. С. Штиглиц «АРХИТЕКТУРА ЛЕНИНГРАДСКОГО АВАНГАРДА» Путеводитель СПб 2008 стр. 169-173
Добавил: GradPetra |
1930-1931 |
Дом культуры им. Ильича Один из домов культуры, возведенных в Ленинграде в послереволюционные годы, предназначен для работников завода «Электросила». Отражает конструктивистские тенденции в архитектуре.
архитектор H. Ф. Демков
|
«АРХИТЕКТУРНЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЛЕНИНГРАДУ» под редакцией Пилявского В.И. Изд-во литературы по строительству 1971 г. стр. 263
Добавил: GradPetra |
1930-1931 |
Дом культуры им. Ильича Построен для рабочих «Электросилы».
архитектор H. Ф. Демков
|
«Ленинград» путеводитель. Второе издание. Составители: Витязева В.А. Кириков Б.М. Лениздат 1986 г. стр. 289
Добавил: GradPetra |
1990-е |
Серьезные строительные работы, в результате которых был частично искажен первоначальный облик здания, были предприняты в 1990-е годы. Высокая стеклянная призма, освещавшая лестницу, утратила свое сплошное остекление. В результате подобного вмешательства в авторский замысел архитектора Николая Демкова «пропал острый контраст хрупкого прозрачного объема и свободно нависавшего над ним балкона».
|
- КГИОПДобавил: GradPetra |
1997 |
Культурно-досуговый центр «Московский»
В 1997 году по решению администрации Московского района Санкт-Петербурга ДК имени Ильича был преобразован в Государственное учреждение «Культурно-досуговый центр «Московский». СПб ГБУ КДЦ «Московский» является ведущим учреждением культуры Московского района Санкт-Петербурга.
|
- КГИОПДобавил: GradPetra |
2001 |
Дом культуры им. Ильича завода «Электросила» Рекомендован к включению в список памятников истории и культуры местного значения.
|
«Историческая застройка Санкт-Петербурга». Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, культурную ценность. Справочник. Под редакцией Кирикова Б.М. «Альт-Софт» 2001 стр. 231
Добавил: GradPetra |
2018 |
Реставрационные работы
В 2018 году в ходе работ по ремонту и реставрации фасадов здания на лицевом фасаде были обнаружены и восстановлены конструкции деревянного каркаса с металлической обшивкой, представляющие собой декоративный элемент в виде скрещенных серпа и молота – главного государственного символа Советского Союза, олицетворяющего единство рабочих и крестьян.
|
- КГИОПДобавил: GradPetra |
|
Торговый зал фирмы «UNION»
Торговый зал фирмы «UNION» расположен в служебном флигеле со стороны Рощинской улицы.
|
Добавил: GradPetra
|
2 марта 2020 |
Объект культурного наследия регионального значения Распоряжением председателя КГИОП Сергея Макарова Дом культуры им. Ильича завода «Электросила» на Московском проспекте, 152 включен в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения. Дом культуры имени Ильича, построенный по проекту архитектора Николая Демкова в 1929-1931 годах, является одним из наиболее ярких и интересных примеров конструктивизма в эпоху расцвета этого направления. Здание в целом сохранило свой первоначальный облик. Сложное зигзагообразное в плане здание Дома культуры им. Ильича отличает четкость линий, простота и лаконичность архитектурного и планировочного решений, гармоничное соотношение разновеликих объемов, подвижная ассиметричиая композиция. Оформление фасадов отличает контраст светлой глади стен и темных прямоугольников окон. Дом культуры был возведен на Международном (Московском) проспекте трестом «Теплобетон». Он строился для рабочих завода «Электросила» и вагоностроительного завода имени И.Е. Егорова. Здание было возведено на чрезвычайно ответственном в градостроительном отношении участке напротив представительного здания Московского райсовета. В здании были устроены большой театральный зал на 920 мест, гимнастический зал, помещения для занятий спортом, общественно-политической работы и различных кружковых занятий, а также музей завода «Электросила». Дом культуры имени Ильича был спроектировано с разделением на две зоны: - Театральная зона с вестибюлем, фойе и зрительным залом расположена ближе к Московскому проспекту; - Клубная зона с помещениями для кружков, малым и гимнастическим залами и столовой. Асимметричная структура здания соответствовала функциональным предназначениям помещений. Архитектурным акцентом пространственной композиции служила входная часть. Здание Дома культуры им. Ильича неоднократно ремонтировалось, в том числе так наз..
Распоряжением председателя КГИОП Сергея Макарова Дом культуры им. Ильича завода «Электросила» на Московском проспекте, 152 включен в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения. Дом культуры имени Ильича, построенный по проекту архитектора Николая Демкова в 1929-1931 годах, является одним из наиболее ярких и интересных примеров конструктивизма в эпоху расцвета этого направления. Здание в целом сохранило свой первоначальный облик. Сложное зигзагообразное в плане здание Дома культуры им. Ильича отличает четкость линий, простота и лаконичность архитектурного и планировочного решений, гармоничное соотношение разновеликих объемов, подвижная ассиметричиая композиция. Оформление фасадов отличает контраст светлой глади стен и темных прямоугольников окон. Дом культуры был возведен на Международном (Московском) проспекте трестом «Теплобетон». Он строился для рабочих завода «Электросила» и вагоностроительного завода имени И.Е. Егорова. Здание было возведено на чрезвычайно ответственном в градостроительном отношении участке напротив представительного здания Московского райсовета. В здании были устроены большой театральный зал на 920 мест, гимнастический зал, помещения для занятий спортом, общественно-политической работы и различных кружковых занятий, а также музей завода «Электросила». Дом культуры имени Ильича был спроектировано с разделением на две зоны: - Театральная зона с вестибюлем, фойе и зрительным залом расположена ближе к Московскому проспекту; - Клубная зона с помещениями для кружков, малым и гимнастическим залами и столовой. Асимметричная структура здания соответствовала функциональным предназначениям помещений. Архитектурным акцентом пространственной композиции служила входная часть. Здание Дома культуры им. Ильича неоднократно ремонтировалось, в том числе так называемым «хозспособом». Стены зрительного (театрального) зала в послевоенное время были обработаны пилястрами ионического ордера. Подобное решение не отвечало общим стилевым характеристикам здания, спроектированного архитектором Н. Демковым.
|
- КГИОПДобавил: GradPetra |