Пестеля ул., д. 11 ⇒ Центральный р-н

История объекта: Пестеля ул., дом 11



дата события историческая справка источник
1824-1902

В архивах сохранились «Чертежи дома на участке, принадлежавшем Калерони, М.М. Маргулиссу, А.Н. Глазунову, наследникам Глазуновым, О.Н. Зарембо, А.Ф. Зарембо, совладельцам Г.Ф. и П.Ф.Пантелеевым по Пантелеймоновской ул., 11»
(__.__.1827 - __.__.1902),
Количество листов: 87.

(ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 4344)


1830-е Дом С. А. Шаховской
Недолгое время двухэтажный дом, стоявший на этом участке, принадлежал княгине Софье Алексеевне Шаховской (1792-1870) — дочери государственного деятеля, коллекционера, археолога и историка графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, открывшего «Слово о полку Игореве».
В салоне Шаховской бывал М. Ю. Лермонтов, которого здесь в конце 1839 года впервые увидел И. С. Тургенев, в то время совсем молодой человек, никому не известный как писатель. Впечатление от этой встречи сохранилось у него на всю жизнь, и позднее в «Литературных и житейских воспоминаниях» он нарисовал чрезвычайно выразительный портрет поэта: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от больших и неподвижно-черных глаз. Их тяжелый взгляд не согласовывался с выражением почти детских нежных губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах, возбуждала ощущение неприятное, но присущую мощь сознавал всякий ... Слова: «Глаза его не смеялись, когда он смеялся (сказанные о Печорине) действительно применялись к нему ... Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко: он задыхался в той тесной атмосфере, куда его втолкнула судьба».
1861 Доходный дом А. Н. Глазунова
Дом, хозяином которого являлся купец А. Н. Глазунов, был перестроен архитектором И. С. Гамазовым с прибавлением третьего этажа.
Это был обычный доходный дом с наемными квартирами в лицевом корпусе и дворовых флигелях. При этом жильцы, желая компенсировать хотя бы часть вносимой ими квартирной платы, в свою очередь, нередко сдавали отдельные комнаты. Некоторые арендовали целые этажи, обставляли их мебелью и приглашали жильцов на «полный пансион», то есть с ежедневным обедом от хозяев и услугами.
архитектор И. С. Гамазов
1862-1917

В архивах сохранилось дело «О залоге имущества М.И.Пантелеевой, совл. М.И. и А.И.Пантелеевыми, совл. П.Б. и Г.Б.Пантелеевыми, А.Ф.Заремба, А.Н.Глазуновым по Пантелеймоновской ул.,11»
(07.03.1862 - 19.09.1917),
Количество листов: 267

ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 1. Дело 165


1865 Доходный дом А. Н. Глазунова
На доме надстроили мансарду.
1860-е Меблированные комнаты Е. А. Шоберт
В этом доме держала меблированные комнаты тетка П. И. Чайковского Елизавета Андреевна Шоберт, у которой молодой композитор поселился за небольшую плату в октябре 1865 года.
В это время он заканчивал консерваторию, и к выпускному экзамену ему было поручено сочинить кантату с сопровождением оркестра на оду Шиллера «К радости». Для нормальной работы ему требовались тишина и покой, но здесь он их не нашел: мешали постоянный шум и звонки у двери. К тому же квартира была далеко от консерватории и при этом оказалась очень сырой, что сразу отразилось на самочувствии Чайковского. Он не решился даже перевезти сюда рояль, чтобы не испортить его сыростью, и занимался, главным образом, у другой своей тетушки.
Вскоре он переехал на квартиру своего друга поэта А. Н. Апухтина.
1869-1870 Дом Ф.И. Зарембо

В архивах сохранилось дело «Об освидетельствовании подвального этажа в доме Ф.И.Заремба по Пантелеймоновской ул.,11»
(29.09.1869 - 28.07.1870),
Количество листов: 24.

(ЦГИА СПб. Фонд 256. Опись 1. Дело 2865)


Сентябрь 1871 Квартира М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова
В этом доме на одной квартире поселились два великих композитора - Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) и Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908), которые прожили здесь хоть и не очень долгий, но плодотворный период. Молодых музыкантов сблизила общая идейная направленность творчества, которое основывалось на глубоком изучении и использовании русского музыкального фольклора, и взаимная личная симпатия. Место для жительства они выбрали не случайно — поближе к друзьям и единомышленникам. Неподалеку находилась квартира В. В. Стасова. На Шпалерной улице поселился их товарищ, Ц. А. Кюи — композитор и критик, излагавший в своих статьях идейно-эстетические позиции «Могучей кучки». На Гагаринской улице жила Л. И. Шестакова, сестра М. И. Глинки, перед памятью которого преклонялись все члены кружка. А Римский-Корсаков чаще бывал в доме 30 на Моховой улице, где после смерти Даргомыжского продолжала жить и устраивать музыкальные вечера дружившая с ним семья музыкантов-любителей Пургольд. Совместное проживание двух композиторов в одной комнате не мешало, однако, их работе. По утрам роялем обычно пользовался Мусоргский, а Римский-Корсаков переписывал или оркестрировал уже сочиненные мелодии, дожидаясь, когда товарищ уйдет на службу и можно будет самому сесть за рояль. Вечером проблема решалась по обоюдному согласию.Для обоих это был очень важный период творчества: Мусоргский завершал вторую редакцию оперы «Борис Годунов», а Римский-Корсаков — «Псковитянку». Часто друзей навещал Стасов, который потом вспоминал: «Никогда не забуду того времени, когда они, еще юноши, жили вместе в одной комнате, и я, бывало, приходил к ним рано утром, заставал их спящими, будил их, поднимал с постели, подавал им умываться, подавал им чулки, панталоны, халаты или пиджаки, туфли, как мы пили вместе чай, закусывая бутербродами со швейцарским сыром, который они так любили... И тотчас после этого чая мы принимались за наше главное и любезное дело — музыку...». По-разному складывались в это время ..
Смотреть весь текст.
1870-е Квартира А. А. Голенищева-Кутузова
В этом доме поселился молодой поэт Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов (1848-1913), с которым М. П. Мусоргский одно время был очень близок и даже создал два вокальных цикла на его стихи — «Без солнца» и «Песни и пляски смерти».
В конце 1873 года, после долгих мытарств, разрешение на постановку «Бориса Годунова» было, наконец, получено. Накануне премьеры, 26 января 1874 года, Мусоргский не находил себе места. Он пришел ночевать к другу, но всю ночь провел без сна, шагая взад и вперед по комнате. Тогда он, конечно, не мог предвидеть, какая блистательная судьба ожидает его произведение.
1895 Доходный дом А. Ф. Зарембо
Домом владел шт.- ротм. Анатолий Фелицианович Зарембо.
1901-1902 Доходный дом Г. Ф. и П. Ф. Пантелеевых (д.11, дворовые корпуса)
Гражданский инженер А. П. Максимов возвел во дворе шести- и семиэтажные корпуса, оформленные в характере поздней эклектики.
По сравнению с обычной внутриквартальной застройкой, чаще всего — откровенно утилитарной, эти дворовые фасады выглядят весьма представительно.
Примечание редакции:
По сведениям справочника «Весь Петербург». 1901 г. Отдел IV; Стб. 275, владельцами участка числились Григорий Фомич и Петр Фомич Пантелеевы.
гражд. инж. А. П. Максимов
1913-1917 Доходный дом А. И. и М. И. Пантелеевых
В 1913 году участок принадлежал Анастасии Ильиничне и Марии Ильиничне Пантелеевым.
В 1917 году владелицей числится только М. И. Пантелеева. Управлял домом В. О. Каменский.
1921-1922 Квартира А. С. Грина
Здесь жил и работал писатель-романтик Александр Степанович Грин (настоящая фамилия Гриневский) (1880-1932). Но по недоразумению этот период жизни Грина в Петрограде увековечен мемориальной доской на доме 11... по улице Декабристов, где он никогда не жил. В своих воспоминаниях жена писателя Нина Николаевна Грин (1894-1970) свидетельствует: «В 1921 году в мае, в первый год нашей женитьбы, мы сняли комнату на Пантелеймоновской улице, в доме № 11, что недалеко от церкви Пантелеймона и Соляного городка». Здесь Александр Грин после долгих лет неприкаянной жизни попытался наладить нормальный семейный быт. Он снял у вдовы чиновника большую, но нелепо обставленную комнату, где стояли рояль, трельяж, будуарный атласный диванчик и висел огромный портрет хозяев квартиры в золоченой раме, но не на чем было спать. Переезд оказался несложен, так как весь багаж писателя состоял из связки рукописей, портрета и нескольких фотографий первой жены, к которой он сохранил самые теплые дружеские чувства, двух-трех любимых безделушек и небольшого количества белья и одежды. Столь же скромным было имущество его жены Нины Николаевны. В этот период в Петрограде действовал режим военного коммунизма и жизнь была крайне тяжелой. Дрова считались драгоценностью, а денег у Грина, как всегда, не было. Поэтому вместо большой комнатной печи супруги пользовались более экономной буржуйкой, а топливо добывали в соседних полуразрушенных домах, снимая двери и отпиливая концы балок. Возле буржуйки Грины проводили почти все время, так как в других углах комнаты было холодно и темно (оба ее окна упирались в противоположную стену). Несмотря на голод и болезнь, Александр Степанович начал здесь свой первый роман «Блистающий мир». Тогда же, под впечатлением от посещений петроградских толкучек, Грин задумал один из лучших своих рассказов — «Крысолов», где великолепно передана гнетущая и тревожная атмосфера опустевшего голодного города, в котором хозяевами пытаются стать полчища крыс.Грязь и холод квартиры на Пантеле..
Смотреть весь текст.
1941-1944 Жилой дом
Западная (правая) часть дома была разрушена взрывом фугасной бомбы.
1946 Жилой дом
При послевоенном восстановлении дома мансарду заменили нормальным верхним этажом, а правая часть стала на четыре окна короче, но, в целом, до наших дней лицевой корпус дома дошел без особых изменений.
На небольшой площадке, освободившейся при реконструкции, установлен фонтан с мраморной чашей, бездействующий уже много лет.
архитекторы В. А. Каменский, А. А. Лейман
1946 Мемориальная доска в честь героической обороны полуострова Ханко
В честь подвигов героических защитников полуострова Ханко (22 июня - 2 декабря 1941 года) архитекторы В. А. Каменский и А. А. Лейман при восстановлении дома оформили его стену, обращенную к Пантелеймоновской церкви, в виде грандиозной мемориальной доски. Ее завершение повторяет верхнюю часть алтарной абсиды церкви: в обоих случаях венчающим элементом служит разорванный фронтон с мощными волютами, напоминающими морские волны. Это сознательный прием, призванный подчеркнуть преемственность боевых традиций российского флота.
Полуостров Гангут находится на территории Финляндии, к западу от Хельсинки. Финское его название — Ханко. По условиям мирного договора, заключенного после бесславной зимней войны 1939—1940 годов, Финляндия передала Ханко Советскому Союзу под военно-морскую базу. Однако через год вновь начались военные действия, и гарнизон базы, насчитывавший около 30 тысяч человек, оказался в глубоком вражеском тылу. Финские войска 36 раз штурмовали рубежи моряков-балтийцев, выпустили по ним полмиллиона снарядов и мин, но защитники полуострова не только не отступили, но еще и предпринимали смелые вылазки, захватив 19 близлежащих островов. Этим они отвлекали значительную часть сил противника, предназначавшихся для наступления на Ленинград. Только в конце ноября 1941 года, в связи с осложнением обстановки под Ленинградом и невозможностью снабжения гарнизона боеприпасами и продовольствием, было принято решение об эвакуации базы. Но до Кронштадта дошли далеко не все: многие погибли при переходе через Финский залив под вражескими бомбами или подорвались на минах.
архитекторы В. А. Каменский, А. А. Лейман
1990 Мемориальная доска М. П. Мусоргскому, Н. А. Римскому-Корсакову и П. И. Чайковскому
На доме установлена мемориальная доска.
Надпись на ней гласит: «В этом доме во 2-й половине XIX века жили и работали великие русские композиторы М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский».
2011 Дом включен в программу «ФАСАДЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» на 2011 год.
Заказчик: Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).
Статус объекта: объект культурного наследия федерального значения.
2016 Таблички проекта «Последний адрес»
На фасаде здания установлены мемориальные таблички в рамках проекта «Последний адрес»: - «Здесь жил Леонид Осипович Москвич. Кассир. Родился в 1896. Арестован 1.02.1938. Расстрелян 9.04.1938. Реабилитирован в 1957» - «Здесь жил Василий Григорьевич Суржиков. Студент. Родился в 1906. Арестован 16.09.1937. Расстрелян 20.12.1937. Реабилитирован в 1989» - «Здесь жил Вадим Митрофанович Юзвюк. Врач. Родился в 1904. Арестован 3.10.1937. Расстрелян 8.12.1937. Реабилитирован в 1957» - «Здесь жил Антон Андреевич Москалёв. Снабженец. Родился в 1886. Арестован 5.12.1937. Расстрелян 15.01.1938. Реабилитирован в 1958» - «Здесь жил Андрей Фёдорович Жиганов. Преподаватель. Родился в 1888. Арестован 21.11.1937. Расстрелян 3.01.1938. Реабилитирован в 1989» - «Здесь жила Анастасия Васильевна Васильева. Массажистка. Родилась в 1891. Арестована 21.11.1937. Расстреляна 11.01.1938. Реабилитирована в 1989»..
Смотреть весь текст.


История в фотографии: Пестеля ул., дом 11



Историческая справка по домам, Пестеля ул.

GradPetra в социальных сетях