Невский пр., д. 32-34 ⇒ Центральный р-н
История объекта: Невский пр., дом 32-34
дата события | историческая справка | источник |
---|---|---|
1738 | Молитвенный дом католической общины Санкт-Петербурга Петербургская католическая община, в которую входили итальянцы, французы, поляки, получила этот участок по указу Анны Иоанновны в 1738 году и сначала выстроила на нем временный деревянный молитвенный дом. |
|
1739 | В 1739 году архитектор Пьетро Антонио Трезини (1692-после 1760) составил проект каменной церкви, расположенной в глубине участка, с двумя симметричными домами (№ 32 и № 34), выходящими на красную линию проспекта. Ансамбль был задуман в формах развитого барокко. Проект костела не был осуществлен, но прием соединения тождественных трехэтажных домов с храмом высокими арками реализован впоследствии. архитектор П. А. Трезини
|
|
1763-1783 | Римско-католическая церковь Святой Екатерины Новый проект главного католического храма Петербурга разработал в 1761-1762 годах Жан Батист Валлен-Деламот (1729-1800). Задуманная им композиция напоминала триумфальную арку со скульптурными группами вверху и двумя одноярусными башнями-звонницами и была выдержана в духе барокко. Начатое по этому проекту строительство было прервано в середине 1760-х годов. Работы с 1779 года возобновил архитектор, синдик этой церкви Антонио Ринальди (около 1709-1794), который несколько упростил замысел Валлен-Деламота. Он отказался от башен и сложных скульптурных групп, более строгим сделал рисунок фасада. После отъезда Ринальди за границу строительство закончил Иосиф Минчаки (1754-1819). Здание отодвинуто в глубину участка, как и предлагал Трезини. В плане собор представляет собой латинский крест, над средокрестием высится крупный купол на мощном барабане. В центре главного фасада — гигантская арочная ниша с двумя колоннами. Этот мотив вызывает ассоциации с сооружениями итальянского ренессанса. Ясность членений, слитность ордера со стеной, обработка поверхности большими плоскими впадинами типичны для раннего петербургского классицизма. О барокко напоминают криволинейные очертания окон и наличников, полные динамики статуи евангелистов на парапете. Изысканное оформление фасада включает так называемый «цветок Ринальди» — своеобразный автограф зодчего. Пилястры и трехчетвертные колонны композитного ордера организуют построение внутреннего пространства. Живопись была исполнена Джузеппе Валериани (1708-1762), Петербург), рельефные композиции — скульптором Концецио Альбани. Церковью с момента постройки управляли бенедиктинцы. архитекторы Ж.-Б. Валлен-Деламот, А. Ринальди, И. Минчаки, худ. Д. Валериани, ск. К. Альбани
|
|
7 октября 1783 | Римско-католический собор Святой Екатерины Александрийской 7 октября 1783 года храм, получивший статус собора, был освящен в честь святой Екатерины Александрийской, покровительницы Екатерины II. Зал костела с органом славился своей акустикой. Собор в разное время посещали гости столицы: А. Мицкевич, О. де Бальзак, Т. Готье, А. Дюма, Ф. Лист, Ж. де Местр. (по материалам книги «Невский проспект. Дом за домом». 2-е изд., испр., Кириков Б.М., Кирикова Л.А., Петрова О.В., ЗАО «Центрполиграф»: ООО «МиМ-Дельта», Москва-СПб, 2006 год, стр. 175-176) |
|
1798 | Римско-католический собор Святой Екатерины В костеле был погребен последний польский король Станислав Август Понятовский (1732-1798), отрекшийся от престола после третьего раздела Польши в 1795 году и живший последние свои годы в России. |
|
Начало XIX века |
Римско-католический собор Святой Екатерины Церковью в начале XIX века управляли иезуиты. |
|
1813 | Римско-католический собор Святой Екатерины В церкви был погребен французский генерал Жан Виктор Мари Моро (1763-1813), участник похода против Наполеона. |
|
1816-1898 | Римско-католический собор Святой Екатерины Церковью управляли доминиканцы. |
|
Январь 1837 | Римско-католический собор Святой Екатерины В Соборе в январе 1837 года венчались Жорж Шарль Дантес (1812-1895) и Екатерина Николаевна Гончарова (1809-1843). |
|
1858 | Римско-католический собор Святой Екатерины В Соборе состоялось отпевание архитектора Огюста Монферрана (1786-1858). |
|
1897 | Римско-католический собор Святой Екатерины В храме создана новая роспись по эскизам архитектора Германа Давидовича Гримма (1865-1942) и установлены витражи рижской мастерской Эрнеста Тоде (1858-1932). архитектор Г. Д. Гримм
|
|
1938 | Дирекция Музея истории религии и атеизма; Склады Церковь была закрыта в 1938 году, прах польского короля Станислава Августа Понятовского перевезли в Польшу. В советское время помещения церкви использовались под склады. Здесь же работала дирекция Музея истории религии и атеизма. |
|
1970-е | Органный зал филармонии В 1970-х годах началась реставрация храма, в нем предполагалось создать органный зал филармонии. |
|
1984 | Пожар в здании Римско-католического собора Святой Екатерины Пожар 1984 года уничтожил всю сохранившуюся внутреннюю отделку церкви. |
|
1992 | Римско-католический собор Святой Екатерины Храм передали римско-католическому религиозному объединению. Начата реставрация собора. |
|
1994 | Площадку перед храмом облюбовали художники, продающие свои работы. |
|
1 декабря 2008 | Церковь на ремонте Ремонт в католической церкви Святой Екатерины восстановит исторический облик здания. В субботу, 29 ноября 2008 года, состоялось торжественное открытие церкви после реставрации центрального нефа. С 2006 по 2008 годы на работы из федерального бюджета было выделено 30 миллионов рублей. На эти деньги отреставрировали кирпичную кладку, лестницу, воссоздали оконные и дверные блоки, восстановили архитектурно-лепной декор, произвели резные, малярные, лепные работы, отделали деревянные конструкции. Второй этап восстановительных работ - реставрация живописи, каменного и кафельного полов, витражей, воссоздание скульптур - начнется в ближайшее время. Об этом РИА Новости сообщил председатель «Российской Ассоциации Реставраторов» Артем Новиков. В боковых алтарях реставраторы оставили закладку - фрагмент нетронутой поверхности, показывающий состояние здания до реставрации. «Это кусочек истории, который свидетельствует нам о том, что надо беречь свою культуру, беречь свое наследие», - сообщил Новиков. |
|
Декабрь 2010 | По Федеральной программе «Культура России» на 2011 год Министерство культуры РФ выделило 13 млн. рублей на реставрационные работы в Римско-католической церкви Святой Екатерины. ФЦП «Культура России», принятая в 2005 году, была рассчитана до 2010-го. В связи с экономией средств и дополнительными ассигнованиями ее продлили на год. Отбор проектов на 2011-й проходил в рамках мониторинга заявок. |
|
2013 | Здание включено в программу ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия в 2013 году (Реставрация фасадов и крыш): Адрес: Невский пр., между домами 32 и 34 - Реставрация входных дверей. |
|
26 ноября 2014 | Реставрационный ремонт Ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия «Храм римско-католический Святой Екатерины» выполнит петербургское ООО «Баст». |
|
26 января 2015 | Скульптуры на храме заменят копиями Реставрационный совет с участием специалистов КГИОП, Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея пришел к выводу о необходимости замены скульптур на аттике римско-католического храма Святой Екатерины копиями. Скульптуры четырех евангелистов и центральная композиция с ангелами, держащими крест, впервые были демонтированы с фасада и реставрировались в условиях мастерской. По результатам обследования в процессе реставрации специалисты пришли к выводу, что деструкция мрамора увеличивается вследствие влияния климата и агрессивной атмосферной среды. Таким образом, консервационные мероприятия уже не достаточны для сохранения скульптур. Для решения вопроса был созван реставрационный совет, члены которого единодушно пришли к выводу, что дальнейшее пребывание подлинных скульптур на открытом воздухе невозможно. На аттике здания церкви будут установлены копии. В качестве одного из вариантов размещения подлинных скульптур предлагается интерьер храма Святой Екатерины. Копирование выполнили мастера из компаний «Наследие» и «Коринф». Это право они получили, выиграв конкурс с ограниченным участием, проведенный осенью 2015 года. Заказчиком выступила подведомственная КГИОП дирекция по реставрации памятников. Конкурс пыталась оспорить «Строительная компания», которая подала иск в арбитраж. Технологи поясняют, что это кропотливый труд. Сначала с оригинальных скульптур снимают силиконовые формы (пять-шесть дней), потом отливают копии из искусственного мрамора (один-два дня), затем доводят поверхность «двойника» до полного сходства с оригиналом (шесть дней). При этом, конечно, значительные дефекты не воспроизводят. Подлинник скульптурной группы «Поклонение кресту» предполагают передать на ответственное хранение в Эрмитаж. Место «прописки» мраморных евангелистов пока неизвестно. .. Смотреть весь текст. |
|
3 февраля 2016 | Решение Арбитражного суда Арбитражный суд признал, что копии скульптур с костела Святой Екатерины были выполнены в полном соответствии с законом. |